Unlimited PS Actions, graphics, videos & courses! Unlimited asset downloads! From $16.50/m
Advertisement
  1. Design & Illustration
  2. Comics
Design

Планируем и создаём комикс 

by
Difficulty:BeginnerLength:LongLanguages:
This post is part of a series called Create Your Own Comic.
Create a Comic Character: Making a Character Sheet in Adobe Illustrator
Make an Establishing Shot Using the Perspective Grid Tool in Adobe Illustrator

Russian (Pусский) translation by Anastassiya Abramenko (you can also view the original English article)

Final product image
What You'll Be Creating

В этом руководстве мы взглянем на процесс, лежащий в основе создания страницы комикса.  Мы сосредоточимся на том, как можно превратить идею комикса в визуальный рассказ, сделав его лёгким и приятным для чтения при помощи различных видов панелей и перспектив. 

Мы можем сделать рабочий процесс в Adobe Illustrator быстрым и удобным при помощи обтравочных масок для создания панелей, а также меню «Эффект» для создания волнистых панелей с минимальными затратами времени.  

1. Создаём раскадровку

Когда у вас есть персонаж и идея, которую вы хотите передать, появляется соблазн уйти с головой в рисование.  Если уделить время планированию истории и структуры комикса, вы избежите тупиковой ситуации в рисовании. 

Шаг 1

Сложно создать комикс, если вам нечего рассказать, поэтому первый шаг – это придумать череду событий.  Повествование – это сама по себе форма искусства, и сейчас я не буду чересчур вдаваться в это, но вы узнаете несколько советов по организации своих идей и превращению их в визуальную историю. 

К примеру, я буду использовать моего маленького персонажа-повара из предыдущего руководства для создания небольшого комедийного комикса. Я хочу изобразить её жизнерадостной, но неуклюжей, поэтому у неё произойдёт несколько казусов на кухне, которые она изо всех сил постарается исправить. 

Character idea sketches

Начну с создания списка того, что могло бы с ней случиться, и как одно действие могло бы повлечь за собой другое.  Для этого я зарисовываю на бумаге всё, что приходит в голову, но если вам больше подходит печать на компьютере, можете использовать соответствующую программу.  Во время мозгового штурма важно удобство. 

Шаг 2

Когда появятся интересные идеи, попытайтесь распределить события, размышляя о темпе вашей истории. Разный темп подходит для разных типов историй.  Некоторые могут начаться с крутого поворота и затем продолжиться в спокойном темпе.  Если вы создаёте длинную историю, в Интернете есть много источников, в которых говорится, как выстроить классическую модель истории для драмы. В моей истории будет мирное начало с переходом в хаотичный сценарий, где одна неприятность следует за другой.

Пример сценария

  • Показать место действия - кухню.
  • Показать повара за работой.
  • Она мечтает о том, как выиграет приз.
  • Внезапно она что-то роняет в еду.
  • Отходит, чтобы взять что-то; еда начинает бурлить и дымиться. 
  • Когда она возвращается, еда сильно дымится, что ввергает её в шок.
  • Она берёт котелок и убегает с ним. 

Для этого руководства я возьму только первую страницу комикса.  Хотя он короткий и простой, я запишу для себя сценарий. Он не обязательно должен быть чем-то особенным и может просто состоять из списка действий.  Мне потребуется время, чтобы записать его и прояснить, что именно я буду рисовать. 

Шаг 3

С написанным сценарием, пусть он и простой, будет удобнее приступить к следующему шагу.  Теперь, когда у нас записаны все необходимые действия, пора превратить слова в картинки.  Постарайтесь нарисовать действия из сценария при помощи простых фигур из палочек.  Не старайтесь сделать их идеальными – важно то, что ваша история будет понятна на картинках так же, как и на листке бумаги. 

Actions drawn using stick figures

На этом этапе часто становится понятно, что упущены некоторые нужные детали в сценарии, или что какие-то моменты хороши только в тексте, но не на картинках.  Сценарий – не закон, поэтому вы можете возвращаться к нему, чтобы изменить что-то не понравившееся вам. На этом этапе мне нравится делать множество зарисовок и комментировать их сбоку. 

Обычно я делаю страницы раскадровки очень маленькими.  Если в раскладке много страниц, проще составить общее впечатление. Некоторым людям нравится создавать раскадровки размером с завершённый комикс.  Вы также можете попробовать этот способ, чтобы понять, что лучше подходит вам.

2. Выбираем правильный вид панелей 

Как только мы разберёмся со сценарием, нам нужно хорошо сфокусироваться на том виде и ощущении, которые мы хотим придать истории. Комиксы выпускаются в широком диапазоне форматов – от газетных комиксов, занимающих не больше одной страницы и графических романов до онлайн-комиксов, которые можно прокручивать почти бесконечно. В моём случае это будет нечто немного длиннее газетной полосы, но не займёт больше пары страниц. Подходят и горизонтальные, и вертикальные страницы, но я использую вертикальные.  

Шаг 1

Во всём мире существуют разные стили комиксов, не только в виде рисунков, но также в виде раскладок.  Пустое пространство между панелями комиксов обычно именуются «канавками», и они часто используются в западных комиксах.  Одна или несколько панелей без канавок используются в отдельном типе раскладки, часто используемой в японских комиксах (манге).

Формы панелей комиксов также различаются.  Это не обязательно должны быть обычные квадраты и прямоугольники.  Круглая, звездообразная или волнистая панель могут создать разные ощущения или передать информацию читателю.  К примеру, волнистая панель часто используется для передачи момента фантазии, сна или памяти, а не текущего повествования. 

Examples of different types of comic panels

Размер панели также может изменить атмосферу комикса.   Очень длинная панель с обширным пространством может создать ощущение медлительности. Несколько маленьких панелей рядом друг с другом придадут ощущение большой скорости развития событий.  

Шаг 2

Рисуя содержимое в рамке, представляйте, что вы – оператор. В зависимости от угла положения камеры, всё, что находится в рамке, будет выглядеть определённым образом.  Когда камера снимает снизу, это называется «лягушачьей перспективой» и часто используется для придания персонажам могущественного вида.  Вид сверху называется «видом с птичьего полёта»  и используется, чтобы сделать персонажа маленьким и более беззащитным. 

В комиксах существует выражение «говорящая голова», когда персонажи много говорят, и на панелях изображены только говорящие головы.  В газетных комиксах нередко встречаются похожие панели, где изображены только два разговаривающих персонажа. 

При создании более длинных повествовательных комиксов будет лучше, если «камера» будет передвигаться вокруг.  Крупные планы, снимки в полный рост и «лягушачье-птичьи» перспективы многое могут изменить, даже если представлены всего два разговаривающих персонажа. 

Examples of varying angles to make a comic more interesting

Шаг 3

Не важно, какой вид комикса вы создаёте, т.к. ключ всегда в ясности.  Читатель не должен быть озадачен вопросом, с какой панели начинать читать или что происходит.  Когда вы используете разные углы, проясните то, какие персонажи разговаривают, и откуда мы их наблюдаем.  

Отличный инструмент в этом – «правило 180 градусов».  Ему часто обучают в плёночной теории, но к комиксам его тоже можно применить.  Это воображаемая линия, которую не пересекает камера.  Таким образом камера может двигаться от одной стороны к другой, не смешивая персонажей.  Левый персонаж будет постоянно появляться на левой стороне, даже если камера расположена напротив или позади них. 

Example of how the 180-degree rule works

Хотя это и является правилом, это не значит, что его нельзя нарушить. Воспринимайте его как инструмент помощи, а не то, чему постоянно нужно следовать.  

3. Используем обтравочные маски для панелей комиксов 

Я создала эскиз для страницы комикса, пришло время для раскладки.  Даже после того, как вы распланировали свой комикс, во время рисования у вас всё равно может появиться желание изменить что-то.  Для этого прекрасно подойдут обтравочные маски.  Здесь я расскажу вам, как работают обтравочные маски в Adobe Illustrator и как их можно использовать при создании комиксов. 

Comic layout sketch

Шаг 1

Начнём с открытия нового документа формата А4 в Illustrator. В меню Файл я выбираю «Поместить» для импорта моего эскиза на Монтажную область. Вы можете заметить большую букву Х поверх изображения.  Она нужна для того, чтобы показать, что картинка связана, но не встроена в документ.  Это значит, что если вам нужно переместить файл с картинкой, Illustrator не сможет загрузить картинку.  

Image imported into Illustrator

Шаг 2

Под верхним меню вы найдёте кнопки для настройки импортированного изображения.  Если нажать на кнопку «Встроить», Illustrator сделает изображение частью документа.  Это слегка увеличит размер документа, но для длинных проектов это оказывается кстати. 

Embed button

Шаг 3

При помощи Инструмента «Прямоугольник» я размещаю страницу и панели как заполнители.  Я выбираю без заливки и синюю обводку.  Синий нужен для более простого отделения панелей, когда я перейду к раскраске. 

Rectangle objects as panel placeholders in the comic

Шаг 4

Т.к. у меня уже есть эскиз, я могу начать рисовать чернилами так, как считаю нужным.  На этой панели будет забавное выражение шока, поэтому я начну с неё.  При помощи Инструмента «Кисть» я импортирую свою чернильную кисть из моего предыдущего руководства и начну рисовать длинными, энергичными штрихами.  Т.к. мы собираемся использовать обтравочные маски, не имеет значения, будут ли линии выходить за границы. Это сделает процесс рисования легче и веселее,  т.к. меньше ограничений.

Inking a panel ignoring frame borders

Шаг 5

Как только с рисованием чернилами закончено, я выделяю все векторные контуры на панелях, не включая границы рамки.  Затем я группирую их, нажав Command-G.  Я снимаю выделение с группы, нажав либо Command-Shift-A, либо левой кнопкой мыши за пределами выделенного.  

Граница рамки будет нашей обтравочной маской, но нам также нужно обвести рамку чёрным.  Т.к. обтравочные маски прозрачные, чёрный контур рамки не будет видимым,  поэтому мы выделим саму рамку и создадим её копию, нажав Command-C.

Grouping the inked artwork

Шаг 6

Здесь мы добавим группу содержимого панели к выделенному.  Выделив всё, нажмём правой кнопкой мыши и выберем «Создать обтравочную маску» в выпадающем меню. 

Right-click dropdown menu Make Clipping Mask

Шаг 7

Здесь мы вставим границу рамки, копию которой мы создали ранее, нажав Command-F.  Это поместит границу рамки поверх всего остального, и у нас получится законченная панель.  

Finished panel using clipping mask

Шаг 8

Что действительно очень лаконично, так это то, как легко вы можете изменять панели комикса при помощи таких обтравочных масок.  При помощи Инструмента «Прямое выделение» потяните-выделите одну из опорных точек маски. 

Modifying the clipping mask

Это действие (потянуть-выделить) поможет одновременно выделить обе прозрачные обтравочные маски и чёрную границу рамки.  Теперь можете перетащить опорные точки, чтобы изменить внешний вид рамки.  Спрятанные части панели с рисунком также станут видны. 

Шаг 9

Теперь попробуем изменить другую панель.  У неё должна быть волнистая граница, чтобы показать фантазию.  С Illustrator просто достичь такого эффекта.  Начните с создания прямоугольника.  Добавьте больше опорных точек на каждой стороне.  Я добавила по пять на каждой длинной стороне и по две на каждой короткой.

Add points to rectangle object

Шаг 10

Выделив прямоугольник, перейдите в Эффект > Исказить и трансформировать > Зигзаг.

Effect Distort Transform Zig Zag

Вы попадёте в настройки меню.  Можете поэкспериментировать с настройками и посмотреть на разные результаты.  Вот настройки, которые я применила к своей панели. 

Zig Zag options Size 2 mm Absolut 1 Ridges per segment Smooth points

И вот результат.  Обратите внимание, что у векторного контура всё ещё прямоугольная форма.  Если хотите сильнее изменить фигуру панели, может понадобиться всего несколько опорных точек. 

Zig Zag Effect results on comic panel

Шаг 11

Чтобы использовать волнистую фигуру как обтравочную маску, нам нужно превратить созданный эффект в векторный контур.  Мы сделаем это, выбрав «Объект» в верхнем меню и затем перейдя в «Разобрать оформление», удерживая панель выделенной. 

Expand Appearance on comic panel

Теперь у нас есть волнистый векторный контур, который можно использовать как обтравочную маску. 

Wavy vector path as comic panel

Шаг 12

Пора снова взяться за чернила!  Как и в прошлый раз рисуйте, не думая о границах.  Когда закончите, сгруппируйте всё внутри панели при помощи Command-G или кликнув правой кнопкой мыши и выбрав «Сгруппировать» в выпадающем меню. 

Создайте копию границы рамки, чтобы вставить её позже поверх неё.  Затем выделите то, что внутри рамки и саму границу.  Для создания обтравочной маски кликните правой кнопкой мыши и выберите «Создать обтравочную маску».  Для того же результата вы можете также нажать Command-7.

Make Clipping Mask of wavy panel and artwork

Шаг 13

Дополните панель, вставив скопированную границу рамки поверх всего остального при помощи Command-F.  Вы заметите, что, как только создадите обтравочную маску, вся панель станет новым объектом.  Отдельные штрихи рисунка невозможно выделить без Инструмента «Прямое выделение».  

Finished wavy comic panel

Двойной щелчок на объекте с обтравочной маской переместит вас внутрь него.  Здесь у вас есть полная свобода снова изменить что-то в своей работе.  Например, мне показалось, что линии были слишком толстыми на этой панели, поэтому я дважды нажала на обтравочной маске, выделила группу рисунка и слегка снизила толщину линий на панели Обводки

Modifying artwork within a clipping mask

Шаг 14

На этой панели квадратная обтравочная маска, но я передумала и теперь хочу, чтобы панель стала изолированной.  Я хочу, чтобы персонаж слегка перекрывал панель с фантазией сверху.  Думаю, таким образом станет ещё понятнее, что она мечтает. 

Square comic panel using clipping mask

Выделите обтравочную маску Инструментом «Прямое выделение».   Начните добавлять точки Инструментом «Перо» там, где вы хотите изменить обтравочную маску.

Adding points to clipping mask

Таким образом вы можете изменять маску по своему усмотрению.  Т.к. мы работаем только с линиями без цвета эта и верхняя панели мешают друг другу.  Чтобы наш персонаж перекрывал верхнюю панель, нам нужно слегка изменить обтравочную маску этой панели. 

Modifying the clipping mask to reveal more artwork

Можете изменить обтравочную маску при помощи Инструмента «Прямое выделение» напрямую, как в предыдущем примере.  Другой способ – двойной щелчок на объекте, что приведёт вас к Группе обрезки.  Здесь вы можете изменить маску, не беспокоясь о том, что это затронет рисунки на других панелях. 

Clip Group example

В заключение 

В этом руководстве мы прошлись по некоторым распространённым техникам, применяемым в комиксах, таким как правило 180 градусов, «лягушачья» и «птичья» перспективы, чтобы сделать комикс более интересным. 

При помощи различных видов панелей мы можем придать разные ощущения, а работа в Illustrator даёт нам возможность использовать обтравочные маски, которые мы можем изменять по своему вкусу.  

Т.к. в комиксах нет строгих правил, было бы неплохо иметь парочку для начала.  Когда вы продолжите создавать комиксы, вы увидите, что всё познаётся методом проб и ошибок и что по некоторым причинам некоторые техники широко используются.

Finished comic page layout
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.

1. Design & Illustration
  2. Comics

Create a Comic: How to Plan and Lay Out Your Comic

This post is part of a series called Create Your Own Comic.
Create a Comic Character: Making a Character Sheet in Adobe Illustrator
Make an Establishing Shot Using the Perspective Grid Tool in Adobe Illustrator
Final product image
What You'll Be Creating

In this tutorial we are going to look at the process behind creating a comic page. We will focus on how you can break down the idea of your comic into a visual script, and making it easy and fun to read by using different types of panels and perspectives.

Working in Adobe Illustrator we can create a fast and flexible workflow by using clipping masks to create our comic panels, and the Effect menu to make wavy panels in no time.

1. Creating a Storyboard

When you have a character and an idea of what you want to tell, it might be tempting to just dive in and start drawing. If you take extra care planning the story and the structure of the comic, you will avoid drawing yourself into a dead end.

Step 1

It is hard to make a comic without having something to tell, so the first step is to come up with some sort of series of events. Storytelling is a whole art form all on its own and I won't delve into it deeply here, but you will get some tips on how you can organize your ideas and turn them into a visual story.

For this example I will be using my little chef character from a previous tutorial, to tell a short, slapstick kind of comic. I want to portray her as a cheery but clumsy character, so she will have several mishaps in the kitchen but will do her best to get everything together.

Character idea sketches

I start by coming up with a list of things that could go wrong for her, thinking about how one thing can lead to another. For this step I just doodle a bit and scribble down whatever comes to mind on paper, but if typing digitally works better for you then go ahead and use a writing program instead. The important thing is that you feel comfortable and just brainstorm ideas.

Step 2

Once you have some good ideas going, try to arrange the events while thinking of the pace of your story. Different pacing works for different types of stories. Some might start with an intense hook and then slow down. If you are making a longer story, there are many resources online on how to construct a story with classical models for drama. For my story, it will have a peaceful start but build up to a chaotic scenario, one thing going wrong after the other.

Script Example

  • Show the setting is a kitchen.
  • Show the chef cooking.
  • She fantasizes about winning a prize.
  • She accidentally knocks something into the food.
  • She goes to get something, the food bubbles and smokes.
  • When she returns the food is smoking heavily and she is shocked.
  • She takes the pot and runs away with it.

For this tutorial I will only cover the first page of the comic. Although it is short and simple, I still write down a script for myself. It does not need to be anything fancy, and can in fact just consist of a list of actions. I still take the time to write it down, though, to clarify what I will actually be drawing.

Step 3

Having a written script, however simple, will be a handy reference for this next step. Now that we have written down all the actions we need, it is time to turn words into pictures. Try drawing the actions from your script using simple stick figures. Do not worry about making it look good—what is important is that your story can be understood in pictures just as well as in written form.

Actions drawn using stick figures

At this stage it often becomes clear if you have missed some necessary details in the script, or if something only works in text and not visually. The script is not law, so feel free to go back and forth between sketching and writing to adjust what does not feel right. I like to scribble a lot in this phase and add comments on the side. 

Usually I make the pages of the storyboard very small. If I have many pages to lay out, it gives me a good overview. Some people prefer to do their storyboards in the size of the finished comic. You might want to try it that way too, to see what works best for you.

2. Choosing the Right Kind of Panels

Once we know how our story goes, let us focus more on the look and feel we want it to have. Comics come in a wide range of formats, from newspaper comic strips and graphic novels to online comics scrolling almost endlessly. For my comic, I will be going for something a bit longer than a strip comic, but it will probably not need more than a couple of pages. A vertical or horizontal page are equally fine choices, but I will be using vertical.

Step 1

All over the world there are different styles of comics, not only in the drawings but in the layouts as well. The empty spaces between the comic panels are commonly referred to as 'gutters', which are often used in Western comics. Having one or several panels without gutters creates a different type of layout, which is often used in Japanese comics (manga).

The shape of the comic panels can vary a lot as well. It does not have to be the usual squares and rectangles. Having a circular, star shaped, or wavy panel can give a different feeling or give information to the reader. For example, the wavy panel is often used as a way of saying that what is happening within the panel is a fantasy, dream or memory, and not part of the present narrative.

Examples of different types of comic panels

Also the size of the panel can change the atmosphere of the comic. Having a very long panel with lots of space can make the pace feel slow. Having several small panels next to each other can make it feel as if things are happening fast.

Step 2

When drawing the content within the frame, think of it as if you are a camera operator. Depending on which angle the camera is filming from, whatever is in the frame will look a certain way. Keeping the camera at a low angle is called worm's eye view and is often used to make characters seem powerful. An angle from above is called bird's eye view. Using it makes a character appear smaller and more vulnerable.

There is an expression called "talking heads" for comics where characters are talking a lot and the panels are just basically that, talking heads. For strip comics it is not unusual for the panels to look very similar, with just one or two characters talking.

When making longer narrative-focused comics it might be good to move the "camera" around a bit more. Close-ups, full body shots and using the bird's/worm's eye view can change things up a lot, even if it is just two characters talking to each other.

Examples of varying angles to make a comic more interesting

Step 3

No matter what type of comic you are making, clarity is key. The reader should not be confused about in which order the panels should be read or what is happening. While you do want the to vary the angles, you do not want to confuse the reader on which characters are talking and from where we are seeing.

A great tool here is the "180-degree rule". It is often taught in film theory, but can be applied to comics just as well. It is an imaginary line that the camera will not cross. That way the camera can move around from one side to the next without us losing track of which character is which. The left character will appear on the left side every time, even if the camera is in front of or behind them. 

Example of how the 180-degree rule works

While this is called a rule, it does not mean that it can never be broken. See it more as a tool to help you and not something you always have to follow.

3. Using Clipping Masks for Comic Panels

I have made a sketch for a comic page, and it is time to start with the layout properly. Even after planning out how you want to layout your comic, when drawing it for real you still might want to change things. For this, a good way to keep your workflow flexible is working with clipping masks. Here I will walk you through how clipping masks work in Adobe Illustrator, and how they can be used when creating comics.

Comic layout sketch

Step 1

I start by opening a new document in Illustrator, with the A4 size preset. From the File menu I choose Place to import my sketch onto the Artboard. You might notice the large X shape over the image. This is to show that the image is linked but not embedded in the document. That means that if you should move the image source file, Illustrator cannot load the image.

Image imported into Illustrator

Step 2

Just below the top menu you can find some option buttons for your imported image. If you click the Embed button, Illustrator will make the image a part of the document. This increases the document size a bit, but for long projects it comes in handy.

Embed button

Step 3

Using the Rectangle Tool I place the page and panels out as placeholders. I choose no fill and a blue colored stroke. The blue is to separate the panels more easily when I start inking.

Rectangle objects as panel placeholders in the comic

Step 4

Since I have the sketch to follow, I can just dive into inking how I feel like. This panel with the shocked expression seems fun so I go at it first. Using the Brush Tool, I import my ink brush from my previous tutorial, and start inking with long, lively strokes. Since we are going to use clipping masks, it does not matter if the lines are overlapping the borders. This makes the inking easier and more fun, since it means less constraints.

Inking a panel ignoring frame borders

Step 5

Once the inking is done I select all the panel content vector paths, not including the frame border. Then I group them by pressing Command-G. I deselect the group, either by pressing Command-Shift-A or by left-clicking somewhere outside the selection. 

The frame border will be our clipping mask, but we also want the frame to show as a black stroke. Since clipping masks are transparent, the black stroke of this frame will not be visible. Therefore we will select the frame by itself and make a copy by pressing Command-C.

Grouping the inked artwork

Step 6

From here we add the panel content group to the selection. With everything selected, we right-click and choose Make Clipping Mask from the dropdown menu.

Right-click dropdown menu Make Clipping Mask

Step 7

From here we paste the frame border we made a copy of earlier, by pressing Command-F. This pastes the frame border on top of everything else and we have a finished panel.

Finished panel using clipping mask

Step 8

What is really neat is how you can modify the comic panel quite easily by using clipping masks like this. With the Direct Selection Tool, drag-select one of the anchor points of the mask.

Modifying the clipping mask

Drag-selecting ensures that you are selecting both the transparent clipping mask and the black frame border at the same time. Now you can drag the anchor points to change the appearance of the frame. The hidden parts of the inked panel will show accordingly.

Step 9

Now we try another panel. This one has a wavy border to show that it is a fantasy taking place. With Illustrator there is an easy way to achieve this effect. Start by having a rectangle shape at first. Add some more anchor points to every side. I added five on each long side and two on each short side.

Add points to rectangle object

Step 10

While having the rectangle selected, go to Effect > Distort & Transform > Zig Zag

Effect Distort  Transform Zig Zag

From here you will reach the options menu. You can play around with the settings for different results. These are the settings I chose for my panel.

Zig Zag options Size 2 mm Absolut 1 Ridges per segment Smooth points

And this is the result. Notice how the vector path still has the rectangle shape. If you want to manipulate the shape of the panel more, it can be useful to only have a few anchor points to work with.

Zig Zag Effect results on comic panel

Step 11

To use the wavy shape as a clipping mask, we need to turn the effect we created into a vector path. We do this by choosing Object from the top menu, and then going to Expand Appearance while having the panel still selected.

Expand Appearance on comic panel

Now we have a wavy vector path we can use as a clipping mask. 

Wavy vector path as comic panel

Step 12

Time for inking again! Just like last time, feel free to ink without thinking about staying within the border. When you are done, group everything inside the panel together with Command-G, or right-click and choose Group from the dropdown menu.

Make a copy of the frame border to paste on top later. Then select both the content group and the frame border. To make a clipping mask, right-click and choose Make Clipping Mask. You can also press Command-7 for the same result.

Make Clipping Mask of wavy panel and artwork

Step 13

Top the panel off by pasting the copied frame border on top of everything with Command-F. You will notice that once you have made the clipping mask, the whole panel becomes like a new object. The individual strokes of the drawing cannot be selected unless you use the Direct Selection Tool.

Finished wavy comic panel

Double-clicking the object using the clipping mask will take you inside it. Here you have full access to modify the artwork again. For example, I thought that the lines were a bit too thick in this panel, so I just double-clicked the clipping mask, selected the artwork group and lowered the stroke weight a bit from the Stroke panel.

Modifying artwork within a clipping mask

Step 14

This panel uses a square clipping mask, but I changed my mind and want it to be an isolated panel. I want to have the character overlap the above fantasy panel a bit. I think this will make it even clearer that she is daydreaming.

Square comic panel using clipping mask

Select the clipping mask with the Direct Selection Tool. Start adding points with the Pen Tool where you want to modify the clipping mask.

Adding points to clipping mask

This way you can keep shaping the mask however you like. Since we are just working with lines and not white color, this panel and the one above interfere. To make our character overlap the panel above, we need to change that panel's clipping mask a bit as well.

Modifying the clipping mask to reveal more artwork

You can modify the clipping mask by using the Direct Selection Tool directly, as in the previous example. Another way is to double-click the object, which will take you to an isolated Clip Group. Here you can modify the mask without worrying about affecting artwork from other panels.

Clip Group example

In Conclusion

In this tutorial we have gone over some common techniques used in comics, such as the 180-degree rule and the bird's and worm's eye view, to make it look more interesting.

Using various kinds of panels, we can give different feelings to our comic, and working in Illustrator gives us the opportunity to use clipping masks which we can modify to our liking.

While there are no set rules in comics, it can be nice to have a couple to lean on in the beginning. As you continue to make comics, you will see that a lot is trial and error, but also that some techniques are common for a reason.

Finished comic page layout
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.