Unlimited PS Actions, graphics, videos & courses! Unlimited asset downloads! From $16.50/m
Advertisement
  1. Design & Illustration
  2. Arabic Calligraphy
Design

Креативная арабская каллиграфия для начинающих: введение

by
Difficulty:BeginnerLength:LongLanguages:
This post is part of a series called Arabic Calligraphy for Beginners.
Creative Arabic Calligraphy: Anatomy of the Letterforms
This post is part of a series called Learn How to Draw.
Think With Forms, Not Lines: Take Your Drawing to the Next Level
Defining and Valuing Art

Russian (Pусский) translation by Sergey Zhuk (you can also view the original English article)

Final product image
What You'll Be Creating

Для того, чтобы этот курс мог понравиться всем, в том числе людям без знания арабского языка, введение в скрипт и основы этого алфавита необходимы, прежде чем мы начнем работать с собственно каллиграфией. Вот почему этот первый урок необычно похож на лекцию. Однако даже арабские ораторы могут найти здесь то, чего они не знали раньше, поскольку мы не обязательно узнаем много о самом сценарии в школе или повседневной жизни.

То, чему я стремлюсь преподавать в этой новой серии уроков, - это не традиционные потоковые скрипты, которые называются «арабская каллиграфия». Как бы прекрасны они ни были, они очень формальны, и требуется длительное и повторяющееся обучение, чтобы научиться правильно их рисовать и даже больше времени, чтобы быть способным выражать свои мысли в них.

Только горстка людей в мире, сегодня, вообще на это способна; Большинство практикующих довольствуются тем, что они узнали, когда узнавали об этом, в то время как большое количество учеников-каллиграфов, как я заметил, теряют интерес задолго до того, как они наберут достаточную практику, чтобы сделать что-либо стоящее.

Это не критика этого традиционного подхода: он очень красив и подходит многим, но не всем. Для тех, кто хочет использовать арабскую каллиграфию (которую я буду называть как хатт) творческими способами, я объединил этот курс, веб-адаптацию того, что я преподаю в Лондоне.

Содержание курса совершенно оригинально, поскольку я вытачивал его из своей собственной практики, основы которой я приобрел у нетрадиционного мастера, который вообще не преподавал никакой теории, но заставил меня работать в течение многих лет, пока этот материал не стал второй натурой. Поэтому он не может пересекаться с какими-либо официальными курсами, преподаваемыми каллиграфами с официальной лицензией (иджаза).

Цель этой серии - не научить вас, как верно подражать формам, но дать вам понимание букв и того, как они собраны вместе, чтобы потом вы могли создавать создавать их сами. С этой целью мы будем работать с куфическим скриптом.

Куфик против скруглений: история

Арабские каллиграфические сценарии можно разделить на две большие семьи: так называемые прямолинейные сценарии (Kufic), и скорописные или круглые сценарии. Хотя Куфик слишком часто представляется, как если бы он был единственным конкретным шрифтом среди остальных, это ошибка, и его можно только свести к формуле искусственным способом. Чтобы прояснить это, я кратко опишу историю этих двух семей и объясню их фундаментальные различия. (Обратите внимание, что все названия, которыми мы обозначаем шрифты, применяются ретроспективно. Источники периодов использовали их более плавно)

Рождение прямолинейных шрифтов

В доисламские дни письменность была известна народам Аравийского полуострова, где использовался рудиментарный арабский шрифт. Он было рудиментарным, потому что они были малопригодны для него, будучи культурой с сильной устной традицией, и самые ранние тексты, которые пришли к нам, показывают всю неловкость системы, которая еще не встала на ноги.

Samples of early Arabic texts
Образцы ранних арабских текстов вплоть до рождения Ислама

Затем, почти за одну ночь, они оказались во владении чем-то, что нужно было сохранить не только слово в слово, но и паузы между словами. Это был Коран, и для этого требовалась достойная транскрипция, при этом арабский язык приобретал особый статус, считаясь языком, выбранным Богом для Его откровения. Буквы алфавита теперь были магическими существами, поскольку они были способны удерживать и сохранять божественное Слово.

Таким образом, ранние книжники сделали шрифт: Kufic был первым арабским подлинником, который будет сделан сознательно красивым. Это были дни, когда те, кто отвечал за чтение Корана, знали его наизусть, поэтому практический аспект разборчивости был второстепенной проблемой: гораздо важнее была явная красота текста, его баланс, гармония и чувство.

Abbasid dynasty Quran
Династия Аббасидов Коран (VIII или IX вв.)

Это было захватывающее время для каллиграфии, когда еще не существовало никаких правил, и каллиграфы играли в поле бесконечных возможностей. Система, которая кристаллизовалась, была когерентной, но не придавлена до форм: Куфич - это существенная система, где форма может постоянно обновляться.

Таким образом, мы видим версии, которые адаптированы к среде чернил на пергаменте, а другие подходят для каменной, мозаичной или даже кирпичной кладки (первые в мире «пиксельные» шрифты!), Все узнаваемые как Kufic, но ни одного идентичного. Один из вариантов, по-разному называемый Eastern Kufic или Broken Cursive, является тонким с динамическими контрастами и диагоналями, как будто под влиянием округлых стилей, но без потери куфических черт. Единственный куфический стиль, который действительно может быть закреплен, это Square Kufic, и это потому, что это самая минимально возможная форма арабского шрифта.

Early Kufic script
Синий Коран, раннее куфическое письмо (около 900 г. н.э.)
Square and other geometric Kufic
Квадрат и другой геометрический куфик, из свитка Топкапи (Иран, династия Сефевидов, 15 в.)
Eastern Kufic
«Восточный» Куфич, 11 в.
Ornamental Kufic
Декоративный куфик на миске из Нишапур (10 век)

В течение 300 лет только Куфич был красивым и достаточно монументальным, чтобы писать Коран, а в Магрибе (что означает «закат» или «Запад» на арабском языке, т.е. Северная Африка, земли к западу от Египта) он никогда не терял своего статуса. При этом развил очень конкретную скорописную форму, в равной степени открытую для вариаций: шрифтв Магриби.

Maghribi script
Коран из Северной Африки в Магриби (13 век)

Появление круглых шрифтов

С другой стороны, в Машрики («восход солнца» или «Восток», Леванте и на Ближнем Востоке), где всегда находились столицы мусульманского мира, огромное количество административной работы означало множество профессиональных книжников, и это неизбежно привело к появлению скорописных или круглых сценариев, более быстрому написанию и более приспособленному к меньшему масштабу букв и официальных документов.

В конце концов были предприняты попытки поднять круглый шрифт до статуса Куфича, чтобы сделать его достойным священных текстов, особенно потому, что на свет появилась бумага, и так как ее поверхность имела свойства, совершенно отличные от пергамента.

Похоже, это постепенная эволюция, но фольклор приписывает одному человеку, Ибн Мукле, революционное изобретение, превращая его в легендарного отца классической исламской каллиграфии. Говорят, что он изобрел систему пропорций, так что все буквы основаны на высоте Алифа, который сам рисуется относительно толщины используемого пера.

Это создало последовательность и гармонию в шрифте, и, так же как изобретение выдувания стекла изменило курс стекольного производства, это направило каллиграфию на новый путь - никаких сопоставимых достижений не было сделано с тех пор (остановитесь и подумайте об этом: это означает, что khatt не имеет значительных изменений с 10-ого столетия).

Шесть стилей (Aqlam el-Sitta) классической традиции исламской каллиграфии были созданы и усовершенствованы Ибн Муклой и его преемниками Ибн аль-Баввабом и Яктом. Это «Насх» (основа большинства арабских шрифтов), шрифт Тулута, Мухакака, Райхани, Рики и Тауки.

Thuluth script
Линия в Тулуте (13 век)
Naskh script
Коран в Насской письменности (начало 20 века)
Muhaqqaq script
Сценарий Мухакака, династия Мамлюков (XIV в.)
Tawqi script
Коран в Tawqi 'сценарий (14 в.)

Это был последний вклад этой части мира. После падения Аббасидов в 1258 году культурный и энергетический центр исламского мира переместился из Багдада в Персию, где были разработаны персидские алфавиты: Ta'liq, Nasta'liq (по-прежнему официальный шрифт персидского и урду) и Шикасте. В 1517 году пришла очередь турок унаследовать исламский мир, и турецкие события дали нам сверхструктурированный Дивани и Рук'а, на которых основан сегодняшний почерк в арабском мире. Другие меньшие шрифты возникли до Индонезии, но не имели отношения к истории хатта в целом.

Taliq script
Талигский шрифт (16 век)
Nastaliq script
Насталик шрифт (XVIII – XIX вв.)
Diwani and Diwani Jali
Дивани и Дивани Джали

Сравнение

Круглые шрифты называются на арабском языке al-khatt al-mansûb, который является « шрифтом, который соответствует, то есть регулируется». В этом главное отличие от Kufic: круглые шрифты являются формальными. Есть очень четкие правила, чтобы писать каждую букву и как соединять их вместе, правила, которые будут практиковаться, пока рука не последует за ними автоматически.

Это очень эффективно, но за счет свободы творчества. Действительно, это был признак великого каллиграфа, что его работа выглядела так, как будто в нее не была вовлечена человеческая рука, не говоря уже о его собственной личности. Вот почему круглые шрифты проще учить (буквально, без особого труда), но они более требовательны к освоению.

Куфик, напротив, сложно учить и  он требует от ученика полного присутствия и тонкости, но поскольку это подход, а не визуальная формула, работа каждого ученика тогда однозначно является их собственной и уникальной. Как сказал мой учитель: «Возвращение к Куфику - это возвращение к моменту первого творения».

Алфавит

Вам не обязательно говорить по-арабски, чтобы работать с khatt, и на самом деле этот шрифт используется для нескольких языков, включая персидский и урду. Но вам нужна определенная близость с буквам, поэтому в этом первом уроке, прежде чем начать изучать каллиграфию или «красивое письмо», нам нужно научиться самому писать.

Арабский и латинский алфавиты происходят от одного и того же, финикийского алфавита. Таким образом, у них есть сходство (в общем, буквы совпадают, например), но они также очень отличаются в других отношениях. Вот возможности, о которых нужно знать, и в которых западный пользователь может найти себе сложную задачу:

  • Арабский пишется справа налево.
  • Есть 28 букв, но многие из них различаются точками, поэтому на самом деле всего 18 букв (морфем) для 28 звуков (фонем). Нужно будет выучить их гораздо меньше, когда мы посмотрим на буквы в деталях.
  • Нет гласных; Гласные звуки обозначены системой диакритических знаков, о которых я расскажу в следующем уроке. Это совершенно необязательно! В большинстве случаев мы вообще не указываем эти звуки. В хатт, они могут быть добавлены для дополнительного декоративного эффекта, или вообще проигнорированы.
  • Расстановки переносов не существует. Слово должно заканчиваться на той же самой линии, с которой оно начинается.
  • Букв не имеют заглавных форм. Вместо этого их форма изменяется в зависимости от их положения в слове (начальном, медиальном, окончательном или изолированном). Это звучит более сложно, чем дела обстоят на самом деле, потому что несколько букв сильно меняются. Некоторые из них действительно имеют только одну форму. Реальный момент, на который нужно обратить внимание, - соединятся они или нет (см. Следующий пункт).
  • В латинских шрифтах (например, на английском языке) буквы связаны с почерком или каллиграфией и не соединяются при их печати. По-арабски это зависит от букв. Все буквы могут соединяться справа, но некоторые буквы не будут соединяться слева. Поэтическая традиция говорит, что это ангельские буквы, потому что они привязаны к своему происхождению (Богу), но отделены от того, что следует (мир). Когда я говорю о несвязывающихся буквах, я имею в виду те, которые не соединяются слева.
Non-connecting letters
Вот буквы, собранные для группировки похожих фигур, в последовательности, известной как графическая последовательность (используемая в современных словарях). На этой диаграмме показаны только изолированная форма букв и то, как группы букв имеют одну и ту же буквенную форму. Здесь так же представлены вам их имена, которые полезно знать, и звуки, которым они соответствуют, что не так важно для наших целей.
Alphabet chart The names and forms of the letters

(Примечание: произношение некоторых букв, таких как jîm ج, может значительно варьироваться в арабском мире. Поскольку мы работаем только с письменными буквами, это не имеет большого значения для наших целей.)

Этот следующий график показывает вам только 18 букв в их окончательной, медиальной и исходной формах, а также несоединительные буквы, отмеченные красными крестами. Формы в черном - это те, которые на самом деле разные, а серые - там, чтобы дать полную картину.

Если вы посмотрите на них внимательно, вы заметите, что они вовсе не являются различными формами этих букв, а лишь предварительный просмотр того, как они выглядят с соединением справа, поэтому можно их игнорировать. Но черные фактически совсем из меняются, и мы собираемся подробно рассмотреть это «букво-анатомию» в следующем уроке.

Letterforms in their different positions

Вот один последний график, показывающий исходную и более значимую числовую последовательность. В те времена, как и в случае с многими алфавитами, в арабском языке не было отдельных символов для чисел (1234 ...): каждая буква имела числовое значение и могла использоваться для указания числа. Числовая последовательность отражает этот порядок. Он известен как abjad hawaz, способ вокализации (начиная справа!) И вспоминая его: Abjad Hawwaz ṭṭuṭṭi Kalamon Sa'afaṣ Qarashat Thakhadh ẓaẓhagh.

The numeric sequence

Эти «слова» ничего не значат, но в эзотерической символике они - имена восьми ангелов, поддерживающих божественный Трон, который окружает все миры. Это дает вам ощущение космического значения, придаваемого алфавиту, сказанного здесь, чтобы окружить и поддержать известную вселенную.

Упражнения

Сегодняшние упражнения направлены на то, чтобы просто познакомить вас с этими двумя основными типами букв одним словом: как они меняют форму и как они соединяются (арабы могут пропустить их). Поэтому, не заботясь об эстетике, возьмите любую бумагу и ручку, чтобы попрактиковаться. Ответы на эти два упражнения находятся в исходном файле, прилагаемом к этому уроку: скачайте и разархивируйте (после того, как вы закончите!).

1. Вот список слов, написанных отдельными буквами в их изолированной форме. Используя алфавитные диаграммы для справки, перепишите слова правильно связанные, с буквами в правильной форме для своей позиции (они находятся в правильном порядке).

Exercise 1

2. Нажав его на выемку, запишите следующее на арабском языке. Помните, что буквы нужно переставлять справа налево.

Exercise 2

3. Я бы также рекомендовал поиск изображений «кафийского куфи», чтобы ознакомить вас с его различными формами. Если вы можете распознать некоторые из приведенных выше букв в результатах, которые придумали, вообще супер, но если нет, то все в порядке. Мы собираемся очень внимательно рассмотреть их в следующем уроке.

Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.

1. Design & Illustration
  2. Arabic Calligraphy

Creative Arabic Calligraphy for Beginners: Introduction

This post is part of a series called Arabic Calligraphy for Beginners.
Creative Arabic Calligraphy: Anatomy of the Letterforms
Final product image
What You'll Be Creating

So that this course can be enjoyed by everyone, including those without previous knowledge of Arabic, an introduction to the script and to the basics of that alphabet is necessary before we start working with calligraphy proper. This is why this first lesson is unusually lecture-like. However, even Arabic speakers may find here something they didn't know before, as we don't necessarily learn much about the script itself in school or daily life.

What I aim to teach in this new series of lessons is not the traditional flowing scripts that the words "Arabic calligraphy" evoke. As beautiful as they are, they are very formal, and it takes a long and repetitive apprenticeship to learn to draw them properly, and even longer to be able to express oneself with them ("Make patient imitation your habit", said Ibn al-Bawwâb, one of the great names of the art). 

Only a handful of people in the world, today, do this at all; most practitioners are content with using what they learned as they learned it, while large numbers of calligraphy students, I have observed, lose interest long before they have put in enough practice to make anything of it.

This is not a criticism of this traditional approach: it is very beautiful, and it suits many—but not all. For those who want to use Arabic calligraphy (which I'll refer to as khatt) in creative ways, I have put this course together, a web adaptation of the one I teach in London. 

The course content is entirely original, as I have crystallized it from my own practice, the basis of which I acquired from a non-traditional master who taught no theory at all but put me to work for many years until this material was second nature. It may not, therefore, intersect with any official courses taught by calligraphers with an official license (ijâza). 

The aim of the series is not to teach you how to faithfully imitate forms, but to give you an understanding of the letters and how they are put together, so that you can then create with them and make them your own, as I have done. To this end, we will be working with the Kufic script.

Kufic vs. Rounded Scripts: A History

Arabic calligraphic scripts can be divided into two great families: the so-called rectilinear scripts (Kufic), and the cursive or round scripts. Although Kufic is too often presented as if it were a single, specific script among the rest, that is a mistake, and it can be only be reduced to a formula in an artificial way. To clarify this, I will briefly describe the respective history of these two families and explain their fundamental differences. (Note that all the names by which we designate the scripts are applied in retrospect. Period sources used them more fluidly if at all.)

Birth of the Rectilinear Scripts

In pre-Islamic days, writing was known to the peoples of the Arabian peninsula, and a rudimentary Arabic script was in use. It was rudimentary because they had little use for it, being a culture with a strong oral tradition, and the earliest texts that have come to us show all the awkwardness of a system that hasn't yet found its legs.

Samples of early Arabic texts
Samples of early Arabic texts right up to the birth of Islam

Then, almost overnight, they found themselves in the possession of something that needed to be preserved not only word for word, but down to the pauses between the words. That was the Qur'an, and it required a worthy transcription, with Arabic acquiring a special status, being seen as the language God chose for His revelation. The letters of the alphabet were now magical beings since they were capable of holding and preserving the divine Word. 

So the early scribes gave the script a makeover: Kufic was the first Arabic script to be made consciously beautiful. These were still days when those in charge of reciting the Qur'an knew it by heart, so the practical aspect of legibility was of secondary concern: much more important was the sheer beauty of the text, its balance, harmony, and the feeling of wonder it inspired.

Abbasid dynasty Quran
Abbasid dynasty Qur'an (8th or 9th c.)

This was an exciting time for calligraphy, when no rules yet existed and calligraphers played in a field of endless possibilities. The system that crystallized was coherent, but not pinned down to forms: Kufic is an essential system, where form can be constantly reinvented. 

Thus we see versions of it that are adapted to the medium of ink on vellum, and others suitable for stone, mosaic or even brickwork (the world's first "pixel" fonts!), all recognizable as Kufic, but no two really identical. One variant, variously called Eastern Kufic or Broken Cursive, is slender with dynamic contrasts and diagonals, as if influenced by round styles but without losing Kufic traits. The one Kufic style that can really be pinned down is Square Kufic, and that because it's the most minimal possible form of Arabic script.

Early Kufic script
The Blue Qur'an, early Kufic script (c. 900 AD)
Square and other geometric Kufic
Square and other geometric Kufic, from the Topkapi Scroll (Iran, Safavid dynasty, 15th c.)
Eastern Kufic
"Eastern" Kufic, 11th c.
Ornamental Kufic
Ornamental Kufic on a bowl from Nishapur (10th c.)

For 300 years, only Kufic was beautiful and monumental enough to write the Qur'an, and in the Maghrib (which means "sunset" or "West" in Arabic, i.e North Africa, the lands West of Egypt) it never lost its status but evolved a very particular cursive form, equally open to variation: the Maghribi script.

Maghribi script
Qur'an from North Africa in Maghribi script (13th c.)

Rise of the Round Scripts

On the other hand, in the Mashriq ("sunrise" or "East", the Levant and Middle East), where the capitals of the Muslim world were always situated, vast amounts of administrative work meant a multitude of professional scribes, and that inevitably led to the rise of cursive or round scripts, quicker to write and more adapted to the smaller scale of letters and official documents. 

Eventually attempts were made to elevate a round script to the status of Kufic, to make it worthy of sacred texts, particularly because paper appeared on the scene, and as a surface had properties quite different from vellum. 

This was likely a gradual evolution, but folklore attributes to one man, Ibn Muqlah, a revolutionary invention, turning him into the legendary father of classical Islamic calligraphy. He is said to have invented a system of proportions so that all the letters are based on the height of the Alif, which itself is drawn in relation to the thickness of the pen used. 

This created consistency and harmony in the script, and, just as the invention of glass blowing changed the course of glassmaking, this put calligraphy on a new track—no comparable advances have been made since (stop and think about this: this means khatt has not significantly evolved since the 10th century). 

The Six Styles (Aqlam el-Sitta) of the classical tradition of Islamic calligraphy were created and perfected by Ibn Muqlah and his successors Ibn el-Bawwâb and Yaqût. They are the Naskh (basis for most Arabic fonts), Thuluth, Muhaqqaq, Rayhani, Riqa' and Tawqi' scripts.

Thuluth script
Line in Thuluth script (13th c.)
Naskh script
Qur'an in Naskh script (early 20th c.)
Muhaqqaq script
Muhaqqaq script, Mamluk dynasty (14th c.)
Tawqi script
Qur'an in Tawqi' script (14th c.)

This was the last contribution of that part of the world. After the fall of the Abbasids in 1258, the cultural and power centre of the Islamic world moved from Baghdad to Persia, where the Persian scripts were developed: Ta'liq, Nasta'liq (still the official script of Persian and Urdu), and Shikasteh. In 1517, it was the Ottomans' turn to inherit the Islamic world, and Turkish developments gave us the superstructured Diwani, and Ruq'a, on which today's handwriting across the Arab world is based. Other lesser scripts arose as far as Indonesia, but had no bearing on the history of khatt as a whole.

Taliq script
Ta'liq script (16th c.)
Nastaliq script
Nasta'liq script (18th–19th c.)
Diwani and Diwani Jali
Diwani and Diwani Jali


The round scripts are called in Arabic al-khatt al-mansûb, which is "the script that conforms, that is regulated". That is the main difference with Kufic: the round scripts are formal. There are very specific rules to write each letter and connect them together, rules to be practiced till the hand follows them automatically. 

This is to great effect, but at the expense of creative freedom. Indeed it was the mark of a great calligrapher that his work looked as if no human hand had been involved in it, let alone his own personality. This is why round scripts are simpler to teach (literally a no-brainer), but more demanding to master. 

Kufic, in contrast, is tricky to teach and demands much participation and subtlety from the student, but as it is an approach rather than a visual formula, each student's work is then uniquely their own. As my teacher put it: "The return to Kufic is the return to the moment of first creation."

The Alphabet

You don't have to speak Arabic to work with khatt, and in fact this script is used for a number of languages including Persian and Urdu. But you do need a certain intimacy with the letters, so in this first tutorial, before starting to learn calligraphy or "beautiful writing", we need to learn writing itself.

The Arabic and Latin alphabets originate in the same, Phoenician alphabet. They therefore have similarities (by and large the letters match, for instance), but they are also very different in other respects. Here are the features to be aware of, that a Western user may find most challenging:

  • Arabic is written from right to left.
  • There are 28 letters, but many of them are differentiated by dots, so there are in fact only 18 letterforms (morphemes) for the 28 sounds (phonemes). That's a lot less to learn when we look at the letters in detail.
  • There are no vowels; vowel sounds are indicated by a system of diacritics I will detail in a later lesson. This is entirely optional! Most of the time we don't indicate these sounds at all. In khatt, they can be added for extra ornamental effect, or ignored altogether.
  • Hyphenation does not exist. A word has to end on the same line it begins.
  • Letters have no capital forms. Instead, their form changes depending on their position in the word (initial, medial, final, or isolated). This sounds more complicated than it actually is, because few letters change dramatically. Several only really have one form. The real point to pay attention to is whether they connect or not (see next point).
  • In Latin scripts (for instance in English), letters are connected in handwriting or calligraphy, and disconnected when they are printed. In Arabic, it depends on the letters. All letters can connect on the right, but some letters won't connect on the left. A poetic tradition says these are angelic letters, because they are attached to their origin (God) but detached from what follows (the world). When I speak of non-connecting letters, I refer to those that don't connect on the left.
Non-connecting letters
Here are the letters, arranged to group similar shapes together, in a sequence known as the graphic sequence (used in modern dictionaries). This chart shows the letters' isolated form only, and how groups of letters share the same letterform. It also gives you their names, which are useful to know, and the sounds they correspond to, which is not so important for our purposes.
Alphabet chart The names and forms of the letters

(Note: the pronunciation of some letters, such as jîm ج , can vary considerably across the Arab world. As we are only working with the written letter, this is of small consequence for our purposes.)

This next chart shows you the 18 letterforms only, in their final, medial and initial forms, and the non-connecting letters, marked with red crosses. The forms in black are the ones that are actually different, and the greyed-out ones are there just to give a complete picture. 

If you look at them closely you'll notice they are not different forms of those letters at all, just a preview of how they look with a connection on the right, so it's safe to ignore them. But the black ones actually change altogether, and we're going to look at this "letter anatomy" closely in our next lesson.

Letterforms in their different positions

Here's one last chart showing the original and more meaningful numeric sequence. Back in the day, as was the case for many alphabets, Arabic had no separate symbols for numbers (1234...): each letter had a numerical value and could be used to indicate a number. The numeric sequence reflects that order. It is known as abjad hawaz, a way of vocalizing (starting from the right!) and remembering it: Abjad Hawwaz Ḥuṭṭi Kalamon Sa'afaṣ Qarashat Thakhadh Ḍaẓhagh.

The numeric sequence

These "words" do not mean anything, but in esoteric symbolism, they are the names of eight angels supporting the divine Throne that surrounds all the worlds. This gives you a feel of the cosmic importance imparted on the alphabet, said here to surround and support the known universe.


Today's exercises aim to simply make you familiar with these two basic behaviours of the letters in a word: how they change form and how they connect (Arabic speakers may skip them). So with no concerns about aesthetics, grab any paper and pen to practice the below. The answers for these two exercises are in the source file attached to this lesson: download and unzip (after you're done!).

1. Here is a list of words written with detached letters in their isolated form. Using the alphabet charts for reference, rewrite the words properly connected, with the letters in the correct form for their position (they are in the correct order).

Exercise 1

2. Pushing it a notch: transcribe the following into Arabic. Remember the letters need to be rearranged from right to left.

Exercise 2

3. I would also recommend an image search of "Kufi calligraphy" to familiarize your eye with its various forms. If you can recognize some of the letters above in the results that come up, kudos, but if not, it's OK. We're going to look at them really closely in our next lesson.

Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.