Unlimited PS Actions, graphics, videos & courses! Unlimited asset downloads! From $16.50/m
Advertisement
  1. Design & Illustration
  2. Human Anatomy
Design

Основы анатомии человека: дополнительные советы

by
Difficulty:IntermediateLength:LongLanguages:
This post is part of a series called Human Anatomy Fundamentals.
Human Anatomy Fundamentals: How to Draw Feet
Human Anatomy Fundamentals: Drawing Characters Consistently

Russian (Pусский) translation by Yuri Yuriev (you can also view the original English article)

Final product image
What You'll Be Creating

На предпоследнем уроке анатомии человека мы рассмотрим некоторые вещи, которые не вошли в основные уроки, но очень полезны для понимания.

Пара подробностей

Вокруг плеча

Ниже видно, как выглядят мышцы, соединяющие руку с туловищем, когда рука находится в разных положениях. Они такие же у женщин, где грудная линия просто втекает в очертания груди.

Details of the arm and shoulder
  1. Подмышечная линия всегда подтягивается под грудную линию, но находится перед линией спины
  2. Линия трапеции проходит позади шеи и линии дельтовидной мышцы.
  3. На вытянутой руке линия бицепса полностью впереди, перекрывая линии дельтовидной мышцы и предплечья. Видно, как она переходит в линию груди (это бывает в мускулистых или жилистых телах).
  4. Когда рука поднята, линия трапеции позади и может вообще исчезнуть, если дельтовидная мышца очень громоздка. Обратите внимание, что мышцы выступают - даже если они не большие, они остаются массой и двигаются, никуда не исчезая. 
  5. В этом положении грудная линия может пропасть (на неё можно намекнуть затенением, а не резкой линией). Даже грудь (в зависимости от размера), как правило, теряет большую часть очертаний в этом положении.
  6. Пунктирные линии намекают на положение мышц внутри. Две указанные здесь линии проходят спереди. Не путайте внешнюю линию с линией спины (1), которая никогда не может пересечься перед рукой; здесь это мышца, которая слегка вытягивается, если рука поднята.

Вокруг локтя

Локоть - это шарнирное соединение, которое имеет особенности: если согнуто, оно острое, а выпрямленное с ложбинкой. На диаграмме ниже описано, что происходит:

Details of the elbow
  1. Концы двух костей (или мыщелков) выделяются в изогнутом локте, поэтому «остриё» фактически двойное и выглядит иначе под разными углами. В этом профиле есть заметный угол снизу, но есть также выступ (1), который поймал бы свет.
  2. Когда рука в этом положении, остриё видно ещё лучше, оно почти торчит. Тупой угол выступа теперь пониже. Сравнивая эти две позиции, помните, что точка выступа всегда находится в одном ряду с нижней частью предплечья.
  3. Если посмотрите на свой локоть с этой позиции, то увидите: это не точка, а скорее клин, который направлен внутрь руки.
  4. На вытянутой руке выступ исчезает, но вместо этого в кости образуются углубления. В зависимости от положения руки их вид может отличаться от того, как показано здесь ...
  5. ... или контур руки может оборваться, как в этом примере. Это простые и верные решения, но полезно изучить изменения в зеркале!

Пара движений

Шаги при ходьбе

Ниже приведены четыре основных положения при ходьбе. В полном цикле ходьбы, который интересен аниматорам, вы насчитаете восемь, поскольку они повторяются с другой стороны; нам достаточно иметь в виду эти.

Deconstructing the walk
  • Самой выразительной является позиция 1, но если вы рисуете несколько человек, идущих пешком, вам не надо, чтобы они шли одинаково; тут пригодятся менее выразительные шаги.
  • При ходьбе спина прямая. Наклон вперёд означает ускорение, но есть предел - идущий человек не сгибается, как бегущий, иначе он опрокинется!  
  • Обратите внимание, что при ходьбе одна нога всегда стоит на земле и есть короткий момент (на этапе 1, называемый «контакт»), когда на земле обе ноги.
  • Рука достигает крайнего заднего положения в 1, её самое дальнее переднее положение в 4. Выше показано среднее количество взмахов, но оно может меняться вплоть до мультяшного эффекта.
  • Движение рук противоположно движению ног: правая рука направлена вперёд, когда правая нога сзади и так далее.

Шаги при беге

Для бега я показываю пять позиций ноги, поскольку так более динамично, плюс шестая, которая является той же 1, но с другой стороны.

Deconstructing the run
  • 1 и 4 наиболее выразительны, а 2 (отталкивание) кажется почти статичной. 3 выглядит медленной, а 5 сбивает с толку - этот человек прыгает или бежит? Поэтому здесь тщательнее, чем при ходьбе, нужно выбирать, какой шаг рисовать, и некоторые сохранять для разнообразия.
  • В беге наклон позвоночника зависит от скорости. на диаграмме бег в среднем темпе, достаточно быстрый. Бегун должен держаться более-менее вертикально; гонщик растягивается почти горизонтально, особенно в мультяшном стиле, где всё преувеличено. Заметьте, что здесь большая амплитуда маха слева направо, чем во время ходьбы: сначала при взмахе видна грудь в 1 (R), затем к нам обращается спина в 1 (L).
  • В отличие от ходьбы, почвы поочерёдно касается только одна из ног, а в 5 обе ноги над дорожкой.
  • Изменение уровня наклона заметнее, чем при ходьбе. Положение 2 называется «вниз», потому что голова ниже; Положение 4 будет «вверх» по противоположной причине.
  • Обратите внимание, что в 1, в момент касания земли, -   размах рук максимальный. Точное расстояние зависит от скорости и/или драматичности бега!
  • Руки двигаются противоположно ногам.

Пара других вещей

Уровень детализации

Иногда возникает вопрос: «Как упрощаются черты на расстоянии?» Там нет жесткого правила, так как дело в стиле рисования, но в качестве ссылки вот иерархия утрат (или добавления) деталей, которая подходит мне. Эти изображения взяты из моей книги комиксов, и они цветные, потому что иногда цвет сам по себе точно определяет черты, если линий не видно.

Level of detail for various scales
  • Изображения 3 и 4 самого подходящего размера, они дают средний уровень детализации: черты чётко видны, включая нижнюю губу, с дополнительными линиями для выразительности (веки, ноздри, линии эмоций). Обратите внимание, что у этого персонажа брови и борода без контура, потому что он светлый, и они должны быть «пятичасовой тенью».
  • 2: Поднимитесь на один уровень, волосы на лице ещё не очерчены, но приобрели детали. Брови, однако, уже не могут оставаться без контуров, поскольку глаза и нос имеют больше деталей; они выглядели бы нарисованными на лбу!
  • 1: Максимальная детализация, которую я делаю в этом стиле. Контурами определяю всё, что можно, даже синяк, который иначе выглядел бы как чернильное пятно, а не маленькая припухлость. Сделаны нормальные тени, с подробностями, в отличие от размытых форм в меньших масштабах.
  • 5: Уменьшая масштаб, я теряю все детали носа, кроме его кончика, даже ноздри не различаются. Нижняя губа может указываться или нет. Глаза могут быть точками, в зависимости от того, насколько интенсивно мне нужно их выражение (точки намного менее выразительны). Волосы на лице сейчас трудно отличить от тона кожи, что и прекрасно, потому что в реальной жизни с такого расстояния было бы видно то же самое!
  • 6: Это наименьшее, что я могла сделать, прежде чем расстаться с лицом. Теперь черты в основном просто точки глаз и бровей (хотя цвет делает их почти невидимыми) и линия кончика носа. Рот не заметен, если он не открыт в крике, и даже тогда губы не будут нарисованы. Если бы это был женский персонаж, я бы тоже опустила нос, чтобы сохранить деликатность лица и, возможно, указала бы губы красной полоской.

Дополнительный совет, если вам случается рисовать в цифровом виде - сохраняйте один размер карандаша во всех ваших виртуальных эскизах. Когда рисуете на бумаге, то просто знаете, когда не сможете добиться того же уровня детализации, и вы инстинктивно рисуете то, что возможно. Ограничения инструмента и зрения автоматически помогут вам нарисовать детали нужного размера. Вы возьмёте карандаши (на бумаге или цифровые) с ручками различной толщины, да, но уровень детализации будет правильным. Люди, которые рисуют в цифровой форме, иногда попадают в досадную ловушку: по мере приближения и изменения размера кисти они теряются в масштабе, рисуя или слишком подробно или слишком грубо. Понимание этого является признаком ноу-хау!

Складки одежды

Я не буду подробно описывать складки, так как это не анатомия, но я считаю, что вы захотите нарисовать людей одетыми, поэтому давайте рассмотрим основы!

Folds around bulges tuck and crush folds

Выпуклости: в местах вроде плеча или согнутого колена, ткань образует линии, обёрнутые вокруг примерно круглой массы. Линии в основном идут вокруг подмышки и их направление таково, что они следуют по контурам от подмышки к «точке» плеча (даже если это не видно, вы можете найти его пальцами: это опять мыщелок).

Простые складки образуются на локтях и коленях, а также на талии. Ткань формируется в своего рода мешок, окружённый линиями, которые ведут себя как выпуклости, складываясь от сустава к изгибу. Приведённые выше примеры показывают, как это делается просто, но вы должны демонстрировать хорошее качество «ваяния» ткани. Это очень похоже на рот и пустоту между двумя выпяченными губами.

Собранные складки - это эффект аккордеона, например, когда вы собираете рукава. Они образуют множество параллельных сгибов и могут быть самыми лёгкими для рисования! Хитрость заключается не в том, чтобы сделать их слишком регулярными, случайность выглядит лучше и естественнее. Запомните, что складки одного и того же вида имеют естественную разницу. Тогда они выглядят правильно, то есть, не привлекают к себе внимания!

Folds on the torso

Спина: когда ткань висит свободно или полусвободно, она охватывает всё и обвисает. На спине это может быть плечевая линия, но это могут быть и лопатки, в зависимости от того, как человек стоит и где торчит больше всего.

Мужской торс относительно плоский, и добавление складок не всегда необходимо - вы можете обнаружить, что персонаж выглядит так, будто он такой тощий, что с него свисает футболка. Однако, когда надет ремень, он придаёт ткани движение, особенно потому, что ремни обычно поставляются с рубашками, которые имеют чёткие и хрустящие складки.

Когда ремень надет, появляется выпуклость чуть выше пояса. Это неизбежно, так как в движении рубашка вытягивается наружу, а затем не может заново закрепиться, так что она висит в виде мягкого бублика. Это выглядит ещё хуже, если от резкого движения рубашка вытянулась дальше.

Во-вторых, если рубашка ровная и плоская, когда человек стоит, сидя появляется небольшой хрустящий эффект, поэтому одна или несколько горизонтальных складок образуются в брюшной области, между грудью и животом (см. пример с красной рубашкой) .

Наконец, как показано в последнем примере, если рубашка или предмет одежды достаточно свободны, линии сгиба могут быть вертикальными, так как ткань свисает с плеч и «упирается» в ремень или пояс, если он есть (он будет отталкивать всё на пути к земле).

Folds on the female torso

У женского торса имеется грудь и ткань цепляет соски, создавая совсем другой вид. Плотно прилегающие верхние части более-менее эластичных современных тканей создают горизонтальную складку между грудями, где ткань сильнее натянута. Груди могут быть развиты от степени "совсем нет" до "что-то есть", но одежда на них не должна выглядеть нарисованной.

Когда одежда нависает свободно и если она из натуральной ткани, то линии сгиба идут от сосков вниз. Не бывает формованных грудей: их присутствие видно по количеству складок (больше, чем на мужском торсе, см. пример) и того факта, что область брюшной полости находится в тени.

Если смотреть со стороны, всегда видно какое-то движение от соска вокруг нижней части груди, где ткань тоже вытягивается.

Folds in the lower body

В области промежности точка вытягивания находится между ногами, и складки начинаются там, чтобы обойти вокруг таза и соединиться с бёдрами. Вы не можете не указать там складки, но становится неловко, если они слишком бросаются в глаза по очевидным причинам. Достаточно пары строк, но помните два момента: линии не начинаются прямо между ног (это было бы похоже на разрезы), но фактически на сгибе между пахом и бёдрами - в основном по линии бикини. Кроме того, они, как правило, гнутся вверх к талии, но если нога поднята, даже немного, они изгибаются вокруг неё. Смотрите на примерах выше, как складки идут в разных направлениях и как это связано с положением ноги, в отличие от основной диаграммы, которая показывает человека, стоящего вертикально.

Колени, мы видели, работают, как локоть, с простой складкой. У глаженных брюк вы получите только широкую непрерывную линию от талии до стопы. Но большинство людей в повседневной жизни носят джинсы или рабочие брюки, и через некоторое время они образуют постоянные складки на коленях: карманом спереди, поскольку ткань постоянно растягивается, а линии сзади. Задние линии, по крайней мере, должны быть намечены. Если джинсы плотно натянуты, то форма колена видна как передняя выпуклость в любом случае.

Drape folds

Драпировочные складки легко определить, потому что они зависят от силы тяжести и гравитация всегда тянет вещи вниз. Если сгиб висит на одной точке, например на бедренной кости, он будет идти прямо вниз. Если он висит на двух точках, например, шаль на плечах, его центр опускается в причудливой форме. Единственная оставшаяся работа - это сделать линии немного случайными и естественными. Обратите внимание, что на диаграмме с юбкой большинство складок с боков опускается вниз, потому что они свисают на одной бедренной кости; но спереди ткань висит между двумя костями тазобедренного сустава и следует правилу причудливой формы. Если подпоясан, как в примере справа, везде, где прижимается лента, для ткани будет точка крепления, поэтому вы получаете вертикальные складки по кругу.

Последнее, что нужно помнить, состоит в том, что количество складок зависит от количества свободной ткани. Другими словами, чем плотнее одежда, тем меньше складок, их будет мало и только на сгибах. Ниже приведен пример одежды «второй кожи» моего супергероя, но обратите внимание, что некоторые признаки складок, хотя и сдержанные, заставляют костюм не выглядеть просто нарисованным.

Minimal folds

Время практики

Ходьба/бег: рисуйте людей (или просто скелет) на ходу и бегом, с переменным наклоном и более или менее широкими движениями рук. Какую скорость они развивают? Насколько можно преувеличить, пока это не начнёт выглядеть неправильно?

Practice walking and running

Складки: выделите альбом для рисования складок и разберите их по типу материала. Хлопок, шёлк, кожа, шерсть, все имеют фирменный способ сгибания (или не сгибания, в некоторых случаях!) Создание такой коллекции - бесценный сборник наблюдений для прямого обращения к нему в случае необходимости.

Practice folds

Что мы пытались охватить в наших уроках, это то, что человеческое тело в невероятном разнообразии его форм и движений является бесконечным источником для наблюдения. Подумайте о том - деталь, поза или движение - что не было охвачено и наблюдайте это в течение недели, зарисовывая и делая заметки. У вас есть всё, что вам нужно, чтобы взять это отсюда!

Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.

Advertisement
  1. Design & Illustration
  2. Human Anatomy
Design

Human Anatomy Fundamentals: Additional Tips

by
Difficulty:IntermediateLength:LongLanguages:
This post is part of a series called Human Anatomy Fundamentals.
Human Anatomy Fundamentals: How to Draw Feet
Human Anatomy Fundamentals: Drawing Characters Consistently
Final product image
What You'll Be Creating

In this penultimate Human Anatomy lesson, we'll look at some things that didn't fit into the main lessons but are very useful to know.

A Couple of Details

Around the Shoulder

Below you can see how the muscle lines joining the arm to the torso look when the arm is in different positions. They are the same with females, where the pectoral line simply flows into the outline of the breast.

Details of the arm and shoulder
  1. The underarm line always tucks in under the pectoral line, but is in front of the back line if that is visible.
  2. The trapezius line goes behind both the neck and the deltoid line.
  3. When the arm is held out, the biceps line is entirely in front, overriding both deltoid and forearm. Note how it flows into the pectoral line, even if their connection is not visible (it can be, in muscular or sinewy bodies).
  4. When the arm is raised, the trapezius line is still behind and can altogether disappear if the deltoid is very bulky. Note how that muscle bulges in this position—even if not big, it remains a mass, and it is displaced in the movement, not compressed into oblivion.
  5. In this position, the pectoral line tends to disappear (it can still be hinted at with shading, just not a sharp line). Even breasts (depending on their size) tend to lose much of their outline in this position.
  6. The dotted lines hint at the position of the muscles underneath. The two inner lines indicated here are both in front. Don't confuse the outer line with the line of the back (1), which can never cross in front of the arm; here it is a muscle that is pulled out slightly when the arm is raised.

Around the Elbow

The elbow is a hinge-like joint, which results in a peculiarity: it is pointy when bent, and hollow when extended. The diagram below details what happens:

Details of the elbow
  1. The ends of two bones (or condyles) are prominent in the bent elbow, so the "point" is actually double, and looks different from different angles. In this profile view, there is a prominent point on the lower side, but there is also a bump (1) that would catch the light.
  2. When the arm is bent in this position, the prominent point seen previously appears more distinct, almost sticking out. The bump, on the other hand, is now lower, forming a blunter point. Comparing these two positions, remember that the pointier bump is always in line with the underside of the forearm.
  3. If you look down at your elbow from this position, this is what you see: not a point, but more of a wedge, that sticks out more inside the arm.
  4. With the arm extended, the bumps disappear (except to the touch), but the bone structure creates hollows instead. Depending on hand position, they can look distinct as shown here...
  5. ... or the arm outline can flow into the hollow as in this example. These are simple solutions that look right, but it's useful to study the changes in a mirror!

A Couple of Movements

Steps in Walking

Below are the four main steps in walking. In a full walking cycle, which is mostly of interest to animators, you would see eight of them as they are repeated on the other side; for our purposes it's enough to have these in mind.

Deconstructing the walk
  • The most expressive is step 1, but if you're drawing several people walking, you don't want them to all have the same step; that's when the less expressive steps come in handy.
  • In the walk, the spine is upright. Bending forward means walking faster, but there is a limit—a walking person doesn't bend as much as a running person, because they would topple over!
  • Note also, in the walk there is always at least one foot on the ground, and a brief moment (in step 1, called "contact") where both feet touch the ground.
  • The hand reaches its furthest backward position in 1, its furthest forward position in 4. Shown above is an average amount of swinging, but this can vary and be exaggerated for a cartoonish effect.
  • The hands swing opposite to the movement of the legs: right hand is forward when right leg is backward, and so on.

Steps in Running

For the run, I'm showing five steps as it's more dynamic, plus a sixth that is really step 1 but on the opposite side.

Deconstructing the run
  • 1 and 4 are the most expressive, while 2 (sometimes called recoil) appears almost static. 3 feels slow, and 5 is confusing on its own—is that person jumping or running? So even more than in the walk, one has to choose carefully which step to draw, and save some of them for when diversity is needed.
  • In the run, the inclination of the spine depends on speed. The diagram shows an average run, reasonably fast. A jogger would be more or even completely upright; a racer can be almost horizontal, especially in a cartoonish style that exaggerates everything. Notice also there is more swing from left to right than while walking: the chest opens to one side in 1 (R), then the back is turned to us in 1 (L).
  • In contrast with the walk, there's never more than one foot on the ground, and in step 5, both are off the ground.
  • A change in level is much more noticeable than in the walk. Step 2 is also called the "down", because that's when the head is lowest; step 4 is the "up" for the opposite reason.
  • Note that step 1, when the foot first touches the ground, is when the hands reach their outer limit—that's the furthest they get from the body. The exact distance depends on how fast and/or dramatic the run is!
  • The hands still swing opposite to movement of the legs.

A Couple of Other Things

Level of Detail

A question that sometimes comes up is: "How do I simplify the features with distance?" There's no hard rule, as the style of drawing is a factor, but as a matter of reference, here is the hierarchy of loss (or addition) of detail that works for me with my style. These images are extracted from my comic book, and I show them in colour because sometimes, colour on its own can define features in a subtle way when lineart needs to be omitted.

Level of detail for various scales
  • Images 3 and 4 are the scales that come up the most for me, so they show the average level of detail: the features are well defined, including the lower lip, with extra lines possible for more definition when appropriate (eyelids, nostrils, expression lines when needed). Note how, for this character, the eyebrows and beard are not defined with lines, because he's fair and they're supposed to be a "five o'clock shadow".
  • 2: Go up one level, and the facial hair is still not outlined, but has acquired detail in the colour itself. The eyebrows, however, can no longer be unlined colour, since the eyes and nose have more definition; they would look painted on the forehead!
  • 1: This is the maximum detail I use in this particular style. The lineart defines everything there is to define, even the bruise, which would otherwise look like an ink stain rather than the slight swelling it really is. Normally shading would come in as well, and would be particularly detailed here, as opposed to vague shapes in the smaller scales.
  • 5: Going smaller than the normal scale, I lose all detail in the nose except the end of it, where the nostrils are no longer distinct. The lower lip may or may not be indicated. The eyes could be mere dots at this scale, depending on how intense I need the expression to be (dots are much less expressive). The facial hair is now really hard to distinguish from the skin tone, which is fine because it would be in real life too from this distance!
  • 6: This is the smallest I would go before leaving the face altogether blank. The features are now basically just dots for the eyes, with eyebrows (even though their colour makes them almost invisible here) and a line for the end of the nose. The mouth is not shown unless it's wide open to scream, and even then lips would not be drawn. Were this a female character, I would omit the nose as well, to preserve the delicacy of the face, and maybe indicate the lips with a red shape instead.

An additional tip, if you happen to draw digitally, is to keep the same pencil size throughout your virtual sketching. When drawing on paper you don't even have to think about it, you just know when you can't draw the same level of detail, and it becomes largely instinctive to just input what you can. The limitations of the tool and of your sight automatically help you draw the right amount of detail. You then ink your pencils (on paper or digitally) with pens of varying thickness, yes, but the level of detail you're working with is correct. People who draw and ink digitally sometimes fall into this annoying pitfall: as they zoom in and change the size of the brush at will, they completely lose sight of the overall scale, and end up drawing far too much detail, or drawing too coarsely. Awareness of this is a mark of know-how!

Clothing Folds

I won't go into great detail about folds, since it's not strictly speaking anatomy, but I expect that you want to draw people with clothes on, so let's look at some basics!

Folds around bulges tuck and crush folds

Bulges: In places like the shoulder muscle or a bent knee, the fabric forms lines that wrap around the roughly round mass. The lines mostly occur around the armpit, and their direction is such that they follow the contour lines from the armpit to the "point" of the shoulder (even if it's not visible, you can find it with your fingers: it's a condyle again). 

Tuck folds are what happens inside bent joints like elbows and knees, but also when bending at the waist. The fabric forms a kind of pocket surrounded by lines that behave like bulge lines, shaping themselves from the point of the bent joint towards the crook of it. The examples above show how this can be drawn very simply, but you must bear in mind and show the deeply "sculpted" quality of the fabric when it is scrunched like this. It's very much like a mouth, a hollow between two bulging lips.

Crush folds are an accordion effect, for instance when pulling back one's sleeves. They result in a lot of parallel folds, and may be the easiest to draw! The trick is not to make them too regular—randomness looks better and more natural. In fact you should always make sure that folds of the same kind have a natural difference between them. Then they will look right, which is to say they won't attract attention to themselves!

Folds on the torso

Back: When fabric hangs loosely or semi-loosely, it catches on whatever is prominent and hangs from there. On the back, this could be the shoulder line, but it can also be the peaks of the shoulder blades, depending on how the person is standing and which sticks out most at the time.

The male torso is relatively flat, and adding folds to that is not always necessary—in fact you may find that sometimes they may make the character look as if he's so thin that his T-shirt is hanging off him. When a belt is present, however, that creates some movement in the fabric, particularly because belts usually come with shirts, which are crisp and have crisp folds. 

The first consequence of a belt, shown here, is the fabric bulging out a bit just above the belt. This is inevitable, as movement pulls the shirt out from under the belt, and then it can't reinsert itself tightly, so it sits there like a pseudo muffin top. This gets much worse if the person has completed some strenuous movement that pulled out more shirt material from under the belt. 

Second, even if the shirt is stretched and flat when the person is standing up, sitting down has a slight crunching effect, so one or more horizontal folds form in the abdominal area, between chest and belly (see the example in the red shirt). 

Finally, as shown in the last example, if the shirt or garment is loose enough, the fold lines can be vertical as the fabric hangs off the shoulders and "rests" on the belt or sash, if present (it'll hang off all the way to the ground if not).

Folds on the female torso

The female torso obviously has breasts, and fabric catches on the nipples to create a very different look. Close-fitting tops in modern fabrics, which tend to be more or less stretchy, produce a horizontal fold between the breasts as the fabric is more stretched there. To what extent the breasts themselves are molded varies from not at all to quite a bit, but the garment should never look painted on.

When the fabric hangs more freely, as natural fabrics do, the fold lines hang from the nipples down. There is no molding of the breasts: their presence is evident from the amount of folds (more than on a male torso, see example) and the fact that the abdominal area is all in the shade.

Seen from the side, there's always some folding movement from the nipple around the bottom of the breast as that too is pulled.

Folds in the lower body

In the crotch area, the pulling point is between the legs, and folds start there to wrap around the pelvis and where it joins with the thighs. You can't not indicate folds there, but it gets awkward if they're overdone and catch the eye too much, for obvious reasons. A couple of lines suffice, but remember two points: the lines don't start smack between the legs (that would look like a wedgie) but actually at the fold between groin and thigh—basically at the bikini line. Also, they normally curve up towards the waist, but if a leg is lifted, even slightly, they curve down around it. See the two examples above and how the folds have different directions, and how that is linked to the leg position, as opposed to the basic diagram that shows a person standing upright.

The knees, we have seen, work like the elbow, with a tuck fold. With pressed trousers, that would be all, you'd only get a sweeping uninterrupted line from waist to foot. But most people in daily life wear things like jeans or work trousers, and after a while, these show permanent folds at the knees: a pocket effect in front, as the fabric there gets permanently stretched from all the sitting, and lines in the back, an imprint of the tuck folds. The back lines, at least, should be hinted at. If the jeans are tight, then the shape of the knee is visible as a bump in front in any case.

Drape folds

Drape folds are easy to figure out because they are gravity-dependent, and gravity always pulls things down. If a fold hangs on one point, for instance a hip bone, it will go straight down. If it hangs on two points, for instance the two shoulders in the case of the shawl, its center is pulled down in an arabesque shape. The only work remaining is then to make the lines look a bit random and natural. Note that in the skirt diagram, most folds on either side are straight down because they hang on one hip bone; but at the front, you get fabric that hangs between these two hip bones and that obeys the arabesque shape rule, however subtly. When belted, as in the example on the right, anywhere the belt presses the fabric is a hanging point, so you get vertical drape folds all around.

One last thing to remember about folds is that the amount of folds depends on the amount of spare fabric. In other words, the tighter the clothing, the fewer folds you'll see, and those will be at the joints and smaller than usual. The "second skin" outfit of my superheroine below is such a case, but note that the few indications of folds, however discreet, save the costume from looking merely painted on.

Minimal folds

Practice Time

Walk/run: Sketch people (or even just the basic skeleton) walking and running, with a varying forward bend, and more or less ample arm movements. What speed do they evoke to you? How much can you exaggerate before it just looks wrong?

Practice walking and running

Folds: Dedicate a sketchbook to sketching folds, and organize them by type of material. Cotton, silk, leather, wool, all have a signature way of folding (or not folding, in some cases!) Building up such a collection is a priceless work of observation, as well as being right there as a reference when needed.

Practice folds

As much as we've tried to cover in these lessons, the human body in its incredible variety of shapes and movements can yield endless more observations. Think of something—a detail, posture or movement—that was not covered, and make it a focus of observation for a week, sketching and taking notes. You have all you need to take it on from here!



Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.