Unlimited WordPress themes, graphics, videos & courses! Unlimited asset downloads! From $16.50/m
Advertisement
  1. Design & Illustration
  2. Illustration
Design

Основы анатомии человека: детали черт лица

by
Difficulty:BeginnerLength:LongLanguages:
This post is part of a series called Human Anatomy Fundamentals.
Human Anatomy Fundamentals: Basics of the Face
Human Anatomy Fundamentals: Mastering Facial Expressions

Russian (Pусский) translation by Yuri Yuriev (you can also view the original English article)

Final product image
What You'll Be Creating
В нашем последнем уроке мы рассмотрели основные, общие пропорции лица и линии его контуров. Теперь мы посмотрим, как сделать его уникальным: особенности пола, возраста, этнического происхождения и другое случайное генетическое разнообразие.

1. Мужские лица против женских

Как и другие части тела, мужские и женские лица различаются в пределах от крайних характеристик их пола до андрогенной двусмысленности. Этот раздел охватывает понятие - отражение явно мужских и женских признаков на лице. При необходимости уточните персонажей.

Самое первое различие между мужским и женским лицом: выраженная квадратная мужская челюсть в сравнении с мягкой линией женской челюсти. Интересно, что эта разница существует и у некоторых животных, таких как кошки. Другие линии лица одинаково тяжелее у мужчин: лоб выдаётся вперёд, но округлён у женщин, а подбородок резко выражен.

Женская голова в целом меньше мужской головы, а шея более тонкая. Брови более тонки и аккуратны, а губы полнее и более контрастного цвета; брови мужчины сидят ниже над глазами и толще, следуя общей тенденции увеличения количества волос на мужском теле. Мужские губы тоньше, но рот шире. Ресницы взрослых женщин более длинны и более заметны, даже без макияжа.

В профиль мы видим, что женская шейка не только более стройная, но и имеет более выраженное поступательное движение; из-за своей массы мужская шея выглядит более вертикальной. На ней выделяется яблоко Адама, которого никогда не бывает на женской шее.

Давайте еще раз посмотрим на пропорции руки и ноги к лицу: у мужчины подошва и ладонь составляют половину ширины лица. Нога, включая пальцы ног, длиннее, чем лицо, а рука, до кончиков пальцев, составляет не менее 3/4 высоты лица. У женщин ширина примерно в той же пропорции, но нога   лишь чуть длиннее, чем высота лица, а рука не больше 3/4 от той же высоты.

Лицо и возраст

Черты лица и его пропорции довольно сильно меняются по мере старения, а это значит, что знание их эволюции - ключ к рисованию людей в соответствии с их возрастом. В этом уроке представлены общие замечания, а более подробно процесс возрастных изменений лица и тела мы рассмотрим на одном из следующих занятий.

Молодые лица

В детском возрасте разницы между лицами мальчиков и девочек нет. До момента полового созревания лица и фигуры детей выглядят одинаково и различить мальчиков с девочками можно только по одежде и причёске.

Младенцы и малыши (до четырёх лет) не имеют надбровной дуги, только нежную линию, без видимых скул, но с круглыми щеками (часто с двойным подбородком!), детский жирок важный признак возраста, тощие младенцы выглядят намного старше. Рот в этом возрасте маленький, пухлогубый. Глаза большие и широко открытые, потому что верхнее веко ещё не развито. Глазные яблоки почти такого размера, как у взрослых, но глазные щели меньше, поэтому радужная оболочка кажется большой - и глаза на лице размещены пошире. Брови наполовину светлее, чем у взрослых, а могут отсутствовать вовсе и у очень симпатичных детишек.

У детей (от пяти лет) начинают обозначаться контуры лица, но всё ещё очень мягко. Развивается носовая перегородка, но кончик носа вздёрнут, поэтому нос кажется короче. С другой стороны, уши растут быстрее, поэтому выглядят большими. Лицо (глаза, нос, рот) занимает на голове меньше места, чем у взрослых. Шея тонкая - тоньше, чем у младенцев с подкожным жиром, но мышц там ещё нет. Брови остаются вздёрнутыми, что формирует так называемое детское выражение лица.

Подростки (от двенадцати до семнадцати лет) находятся между детством и взрослением, каждая черта близка к своему взрослому состоянию, но все еще сохраняет что-то ребяческое (в разной степени, в зависимости от того, ближе человек к двенадцати или к семнадцати годам).

Наиболее заметна в эту пору разница со взрослыми в размере глаз, которые остаются большими. Брови к этому времени уже развиты и опустились пониже, поэтому выражение лица меняется. Нос выглядит длиннее, пока ещё оставаясь немного вздёрнутым. И теперь хорошо заметны мужские и женские особенности. Обратите внимание, что девушка будет выглядеть моложе на бумаге, если вы не станете рисовать ей ресницы; их присутствие в стилизованном рисунке сильно старит.

Взрослые лица

Молодые люди (от восемнадцати до тридцати), вероятно, являются «дефолтным» возрастом, который мы рисуем, поскольку это время жизни самое значимое в западной культуре. Черты лица проявлены максимально: чеканный нос смотрит строго вниз, складки век обозначились, в очертаниях, взамен мягкости, больше заметны мышцы и кости.  Женские губы обрели плоть, а мужские лица - щетину; даже у свежевыбритых брюнетов по щекам тень.

В среднем возрасте (сорок и пятьдесят) резких изменений не происходит, но некоторые уже проявляются: тяжелеют веки, птичьи лапки у глаз (и другие черты: складки от уголков рта, к крыльям носа, а, возможно, и от основания носа). Линия волос у мужчин начинает отодвигаться, хотя это может происходить и в более раннем возрасте.

Старые лица

В старости, начиная с шестидесяти лет, все эти линии увеличиваются. Линии огорчения и беспокойства, как и улыбки, делаются постоянными. Формируются мешки под глазами. Кожа теряет эластичность и отвисает по щекам, делая линию подбородка рыхлой. Женские ресницы больше не заметны, а губы стали тоньше; мужчины всё больше лысеют. Брови могут оставаться тёмными дольше, чем волосы (если они были тёмными, во-первых), но они редеют.
Женское лицо начинает терять женственность, а к семидесяти годам менопауза выравнивает гормональное поле, единственное реальное различие между двумя полами остаётся в том, что волосяной покров женщин редеет не сильно, в то время как мужчины могут уже полностью облысеть. Кожа делается тоньше, проявляются вены и старческие пятна. Отвисают мочки ушей и кончик носа. Цвет глаз теряет насыщенность, выцветают губы. Появляются новые складки вокруг губ и на шее, щёки отвисают.

3. Индивидуальные и этнические особенности

Все мы знаем, что глаза, нос, рот и даже форма лица очень сильно различаются, и нет двух людей (за исключением однояйцевых близнецов) с одинаковым сочетанием одних и тех же черт. Различия черт могут быть переданы очень простыми приёмами и являются важным инструментом расширения диапазона, разнообразия образов и рисования любого персонажа.

Важно знать этнические признаки и хорошо их рисовать, поскольку цвет кожи не имеет такого значения для идентификации, как мы себе представляем. Мы выделяем его осознанно, но на рисунке снизу безошибочно определим этнические различия, несмотря на отсутствие окраски. Черты лица превалируют над цветом кожи.

Для правильного определения черт лица по всему миру потребовалось бы рассмотрение каждого этнотипа индивидуально, как это делается в этих картах. Здесь я просто укажу на основные моменты, полезные для понимания разнообразия признаков, а не для точного «конструирования» конкретных этнических типов.

Общая форма лица

Эта диаграмма показывает разницу форм лица, которую мы воспринимаем (более тонкую в реальности):

  • Овал: изменённая форма яйца, самая узкая в подбородке и самая широкая в середине.
  • Эллипс: длинное лицо почти ровной ширины. Может быть чуть уже или пошире.
  • Треугольные и в форме сердца: они одинаковые с точки зрения лица, узкого в заострённом подбородке и широкого на висках, но один обрамлен прямой линией волос, другой - гребнем вдовы.
  • Круглое: одинаковое в длину и ширину, с закруглённым подбородком и линией волос.
  • Квадратное: равной длины и ширины, с прямыми подбородком и линией волос.
  • Прямоугольное (или вытянутое или продолговатое): как квадрат, только растянутый в высоту.
  • Пятиугольное: как прямоугольное, но со скошенными щеками, что добавляет углов в очертаниях.
  • Ромбовидное: узкие щёки и лоб, широкое посередине.
  • Грушевидное (или трапециевидное): широкие щёки, узкий лоб, очень толстый подбородок.

Удивительно, но и сам череп дает представление об этническом происхождении, так как его морфология меняется по спектру. С одной стороны, скулы отступают, создавая узкое лицо: это типично для западных типов. На другом конце спектра скулы занимают видное место и расходятся в стороны, что делает лицо круглым, а в профиль "плоским".

Сравните два черепа ниже и увидите разницу в морфологии китайского лица (азиатского) и индийского лица (кавказского). Еще лучше сравнить фотографии или реальных людей, чтобы получить более полное представление о том, насколько глубоко вырезано кавказское лицо по сравнению с менее выраженным азиатским - то есть, с высоким и низким рельефом.

Глубина черепа также варьируется и подразделяется на три основных типа. Лучше всего это видно сверху, с необычного угла разница профилей заметнее.

Mesocephal, можно считать усреднённым типом, который мы изучали, как базовые пропорции. Из базовой диаграммы вырежьте голову brachycephal, одинаковую в длину и ширину, то есть, круглую. Для головы dolichocephal, длинной и узкой (в длину больше, чем в ширину), добавьте некоторый объём к задней части контура яйца.

Хотя глубина черепа изначально зависит от популяции, эти три типа не привязаны к трём семействам этнотипов, но встречаются в каждом.

Глаза

Очертания глаз

Вот знакомые очертания глаз, в зависимости от этнической принадлежности:

Поднятые внешние углы характеризуют Almond глаза. В глазах Hooded, которые могут быть от рождения или развиться с возрастом, складка кожи скрывает естественную складку века. В Deep-set глазах складка века глубоко прижата, так что верхнее веко уходит в тень. Round глаза кажутся сильнее открытыми из-за более выгнутой линии нижнего века. Sleepy глаза имеют опущенные веки. В Downturned глазах внешние уголки век опущены.  

Еще одна этническая форма глаза, которая нуждается в исследовании: азиатская.

Идентификатор азиатского этнотипа  хорошо известен, как epicanthic fold (или epicanthal fold, или epicanthus). Это складка кожи верхнего века, от носа к внутренней стороне бровей, которая покрывает внутренний угол глаза. В результате внутренний угол опускается, что делает глаза раскосыми (или миндалевидными). Есть много вариантов того, насколько узок разрез глаза и как он выглядит. Когда глаза закрыты, внутренние уголки заметно опущены.

Есть два варианта азиатского глаза. Один из них известен как двойное веко: веко изгибается, как в западных глазах, но ближе к ресницам. В другом, известном как одно-векое, нет никакой складки вообще (поэтому нет «линии века» для рисования), только гладкая «мягкая» кожа поверх глаз.

Напротив, другие глаза выглядят больше, чем азиатские, но это просто из-за отсутствия epicanthic складки и скошенного внутреннего уголка глаза. Про Запад в широком смысле можно сказать, что чем дальше на север, тем меньше глаза, а вокруг Средиземноморья они достаточно велики, чтобы выглядеть женственно. В Западной и Северной Европе может появиться внешняя складка над глазами (показанная выше), которая заставляет их выглядеть опущенными. По крайней мере, это проявляется в старости, наряду с тяжёлыми возрастными морщинами; другие популяции выглядят более гладко (если нет сильного воздействия солнца и ветра, азиатские типы, как известно, гладкокожие до относительно преклонного возраста).

Обратите внимание, что у некоторых индейских типов есть epicanthic складка (это один из факторов, указывающих, что они происходят от азиатских типов), в то время как другие имеют более западные глаза с сильной внешней складкой.

Цвет глаз

В основном глаза или карие или голубые, реже зелёного цвета. Все цвета глаз чистые или комбинированные из трёх вышеупомянутых, иногда с добавлением жёлтого или красновато-коричневого пигмента к первым двум.

Серый будет вариантом голубого. Light gray ближе к белому, а Gray чуть темнее и ближе к зелёно-голубому или зелёно-серому. Blue разнится от светлого до тёмного. Violet глаза, очень редкие, это голубые сквозь сетку красных кровеносных сосудов: фиолетовый эффект возникает на пересечении этих слоёв.

Чисто Green глаза, в отличие от ореховых и зелёно-серых, редки и свойственны отдельным популяциям (ирландцам или пуштунам Афганистана). Blue-green глаза очень редки, будучи одновременным проявлением как синих, так и зелёных пигментов; они могут иметь зелёное кольцо вокруг зрачка.

Amber глаза (не путать с светло-коричневыми) связаны с жёлтым или жёлто-коричневым пигментом, который встречается в бледно-зелёных глазах. Hazel - коричневые глаза с элементами зелёного цвета, как бы два цвета существуют в виде двух отдельных колец, заходящих одно на другое. Brown тоже бывают светлыми и тёмными. Не бывает "black" глаз; они на самом деле очень тёмно-коричневые, что проявляется, когда свет попадает прямо в радужку.

Обратите внимание, что эта таблица показывает только основные оттенки, которые передаются генетически, и главные из случайных (фиолетовый, сине-зелёный). Есть целый ряд непредсказуемых "спецэффектов", которые не являются генетическими и не показаны здесь: с кольцами вокруг зрачка или радужной оболочки глаза, крапинками и т.д. Не показан очень редкий, красно-розовый глаз альбиноса, которому не хватает пигмента в целом, так что кровеносные сосуды придают ему цвет.

Нос

Основные линии носа показаны ниже. Все, кроме двух последних, можно считать кавказскими типами (определяются как все типы из Западной Европы и Северной Африки до Индии). Действительно, нос - самая отличительная черта Кавказа, если он хорошо выступает вперёд, имеет высокую горбинку и переносицу, а крылья носа обычно прижаты. Напротив, азиатский нос, как правило, маленький, с низкой переносицей и малозаметный; характерный африканский нос - широкий и плоский, с выступающими крыльями, которые сливаются с шаром носа. На азиатских и африканских носах ноздри видны анфас, у кавказских лучше заметны с боков.

  • Hooked: переломанный профиль
  • Droopy: кончик носа свисает, эффект старения.
  • Aquiline: означает "орлиный", похож на клюв орла. На самом деле имеет более или менее выраженную выпуклую кривую.
  • Roman: слабо выраженная линия орлиного носа.
  • Grecian: линия носа падает со лба.
  • Button: круглый и маленький, вздёрнутый, но немного, так, что ноздри не открываются. Общая форма детского носа, свойственная всем детям до поры взросления.
  • Upturned: вогнутый, в противовес орлиному.
  • Snub или Blunt или Pug: короткий и вздёрнутый. Часто встречается в азиатских типах.
  • Funnel: характерен для африканских типов, но не у всех встречается!

Губы

Вот наиболее известные очертания губ. Могут быть выделены или накрашены, но начнём с того, что у женщин цвет губ более насыщен. У мужчин они представлены в более смазанном виде (и их губы более сухие), поэтому не так приметны на лице. Отметим, что детские губы тоньше, менее обозначены и ближе по тону к цвету кожи, чем у взрослых.

  • Natural и Pointy Natural - это два варианта базовой формы по умолчанию (с евроцентрической точки зрения, конечно).
  • Thin lips: обычно тонкой бывает верхняя губа, обратное очень редко.
  • Cupid's Bow: преувеличенно женственная форма.
  • Uni-lip: пики соединяются в одну линию.
  • Beestung: узкая и очень пухлая форма рта, модная в начале 20-х годов, формируется помощью макияжа.
  • Smear: широкие губы с разнесёнными вершинами, популярная форма в 40-х годах.
  • Glamour: верхняя губа толще нижней.

Другие черты

Ухо

Поскольку индустрия красоты/культуры уделяет внимание ушам, только как месту крепления украшений, у нас есть маленький каталог с их описанием, не такой, как для глаз, носа или губ. Форма ушей очень индивидуальна и ниже я показываю лишь их общие очертания.

Линия ушной раковины в форме «C» может быть круглой, квадратной или заострённой (если не вулканической!) Ухо может быть узким, прижатым, может торчать, в этом случае, при взгляде на голову в профиль, ухо представляется нам не плоско, а под углом, когда ободок более заметен. Наконец, мочка может висеть отдельно в форме буквы "U", или быть приросшей, что выглядит, как её отсутствие, или под углом.

Брови

Форма линии бровей зависит от двух факторов: базовой линии и высоты дуги. Женские брови более тонкие, особенно, когда их выщипывают (и естественная форма может полностью измениться), в то время как брови мужчины более густые и косматые, их форма не обязательно «чиста», поскольку они пребывают в естественном состоянии. Внизу базовые линии бровей для женщин и мужчин, как они выглядят с низкой и высокой дугой.

Линия волос

Линия волос тоже может быть очень разной, хотя базовых типов немного и они различны для мужчин и женщин. Большая редкость, чтобы с возрастом женщины лысели, как мужчины.

4. Время практики

  • Наблюдайте и делайте наброски черт лица осознанно, по отдельности, чтобы ознакомиться с тем, как они выглядят под разными углами, а также для создания библиотеки разных форм (если вы обычно рисуете одни и те же контуры всё время, это поможет сломать шаблон, сформированный в голове). Занимайтесь одной деталью в течение дня: день на глаза/брови, день на носы, потом контуры лица и т. д.
  • Совмещайте все детали по прежним урокам для создания собственных, оригинальных и разнообразных лиц.
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.

Advertisement
  1. Design & Illustration
  2. Illustration
Design

Human Anatomy Fundamentals: Advanced Facial Features

by
Difficulty:BeginnerLength:LongLanguages:
This post is part of a series called Human Anatomy Fundamentals.
Human Anatomy Fundamentals: Basics of The Face
Human Anatomy Fundamentals: Mastering Facial Expressions
Final product image
What You'll Be Creating
In our last lesson we covered the basic, undifferentiated proportions of the face and shapes of its features. Now we look at how to make it unique: characteristics of gender, age, ethnic origin and other random genetic diversity.

1. Male vs. Female faces

As is the case with the rest of the body, male and female faces vary from the extreme characteristics of their gender, to androgynous ambiguity. This section covers the former – the extremes of female and male features displayed in the face. Adjust in your characters as needed.

The very first difference we see between a male and a female face: how pronounced and square the male jaw is compared to the soft curve of a female jaw. Interestingly, this difference also exists in some animals, such as cats. Other lines of the face are equally harder in males: the brow juts out wile it's rounded in females, and the chin is pronounced. 

A female head is overall smaller than a male head, and the neck more slender. The eyebrows are thinner and neater while the lips are fuller and of a more contrasted colour; a male's eyebrows are lower over the eyes and thicker, following the general tendency of more hair on a male body. Male lips are thinner, but the mouth is wider. The eyelashes of grown women are longer and more visible, even without makeup.

In profile we see that the female neck is not only more slender, but has a more pronounced forward movement; due to its bulk, the male neck looks more vertical. It also shows the Adam's apple, which a female neck never does.

Let's look again at the proportions of hand and foot to the face: In a male, the sole and palm are half the width of the face. The foot, including toes, is longer than the face is high, and the hand, up to fingertips, at least 3/4 of the height of the face. In a female, the width is roughly the same proportion, but the foot is just longer than the face is high, and the hand is at most 3/4 of the same height.

2. The Face and Age

Facial features and proportions change quite a bit with age, which means that being familiar with their evolution is the key to drawing people that look the age you want them to. This section offers general notes, as we are going to look at aging for the face and body, together, in great detail in a future session.

Younger Faces

Before adolescence, there is no difference between male and female faces. Before sexual dimorphism appears with the awakening of hormones, children are androgynous in face and body, and only really identified, when we think of it, by the way they are dressed and their hair is cut.

Babies and toddlers (up to four years) have no eyebrow ridge, only a gentle curve, and no visible cheekbones, but a round cheek (and often a double chin!) Baby fat is an important age marker; skinny toddlers look older than they are. The mouth is small and puckered, pouty-looking, during this time. The eyes are large and appear wide open because the upper eyelid is not noticeable yet. The eyeballs are near their adult size, but the eye slits are not, so the iris appears much larger than in adults – and the eyes are wider apart, as well. Eyebrows are only half as dark as they will be in adulthood, so they may appear absent in very fair babies.

Children (from five years old) start to show face contours and a chin, but they are still soft. The nose starts to develop a bridge, but the tip is still upturned, so it looks short. The ears on the other hand start growing faster, so they look large. The face (eyes, nose, mouth) occupies a smaller area of the head than in an adult. The neck is thin – relatively thinner than before, since the baby fat is gone, but no muscle is there to thicken it yet. The eyebrows are still high, contributing to what we call a child-like expression. 

Adolescents (twelve to seventeen years of age) are in every way between childhood and adulthood, every feature being close to its adult state but still retaining something childish (to different degrees depending if an individual is closer to twelve or to seventeen). 

The most noticeable difference with adult faces at this point is the size of the eyes, which are still large. The eyebrows however are now full, and lower on the eyes, so the expression changes. The nose looks longer, even if it's still slightly upturned. Also, there is now a clear difference between male and female traits. Note that you can make a girl look younger, on paper, by omitting the eyelashes; their presence in a stylized drawing immediately ages her.

Adult Faces

Young adults (eighteen to thirties) are probably the "default" age we draw, as that time of life is the most celebrated in Western culture. The features are at their peak appearance: chiselled nose, gazed toned down and matured by eyelid folds that are now visible, face contours showing more bone and muscle structure than soft flesh. Women's lips are at their most fleshy, and men's facial hair are at their strongest; dark-haired men often have a shadow around the jaw even when they’re shaved. 

Late adulthood (forties and fifties) does not show dramatic change, but small ones which creep in: the eyelids get heavier, crow's feet begin to show (as well as other lines: a downward fold at the corners of the mouth, expression lines linking the latter to the wings of the nose, and possibly lines at the root of the nose. Male hairlines may start receding, though that can start happening in young adulthood.

Older Faces

In old age, from the sixties onward, all these lines increase. Worry and frown lines, as well as smile lines, become permanent. Pockets appear under the eyes. The skin loses elasticity and starts hanging at the jaws, resulting in a less firm jawline. A female's eyelashes are no longer prominent and her lips get thinner; a male's hairline recedes to a varying, but noticeable degree. The eyebrows may stay dark longer than hair (if they were dark in the first place) but they grow sparser.
The female face starts losing femininity, and by one's seventies, menopause having levelled the hormonal field, the only real difference between the two sexes is that a female's hairline recedes little while a male may be all lost by this stage. Veins, blemishes and age spots appear as the skin becomes thinner. The earlobes and tip of the nose droop. The colour of the iris loses intensity and the lips too lose colour. New lines appear above the lip and in the neck, while the cheeks are hollowed out. 

3. Individual and Ethnic Variations

We know of course that the eyes, nose, mouth, even the shape of the face, all vary tremendously, and no two people (save identical twins) have the same combination of the same features. Differences in features can be conveyed even in very simple drawing styles, and are an important tool for richness of range, differentiating characters, and drawing any given character consistently over and over. 

It's also important to be aware of those features that identify ethnic origin and draw them well rather than shying away from them, as skin colour is a much less important identifier than we imagine. It is the one we see consciously, but in the image below, despite total absence of any colour, the ethnicity of both is unmistakeable. The shape of the facial features overrides the complexion.

Covering facial features around the world properly would require treating every ethnotype individually as done in these charts. Here I'll just point out broad points, useful to know, with the aim of introducing diversity of features, rather than drawing specific ethnicities "accurately".

General Shape of the Face

This diagram shows the difference face shapes we perceive (they are more subtle in reality):

  • Oval: A reversed egg shape, narrowest in the chin and widest in the middle.
  • Ellipse: A long face almost even in width. It can be narrow or broad.
  • Triangular and Heart-shaped: They are the same in terms of a face narrowest in the pointed chin and widest on top, but the one is framed by a straight hairline, the other a widow's peak.
  • Round: Appears equal in length and width, with rounded jawline and hairline.
  • Square: Appears equal in length and width, with squared jawline and straight hairline.
  • Rectangular (or Long, or Oblong): Like Square, but longer than it is wide.
  • Pentagonal: Like Rectangular, but with a narrow chin that creates more angles in the shape.
  • Diamond: Narrow chin and forehead, face widest in the middle.
  • Pear-shaped (or Trapezoidal): Widest at the chin and narrowest at the forehead, very full jawline.

Surprisingly enough, the skull itself gives a clue as to ethnic origin, as its morphology varies across a spectrum. On one end, the cheekbones recede to produce a narrow face: this is typical of Western types. On the other end of the spectrum, the cheekbones are prominent and project sideways, which results in a round face that appears "flat" in profile.

Compare the two skulls below and the resulting morphology in a Chinese face (Asian) and an Indian face (Caucasian). Even better, compare photos or real people, to get a fuller appreciation of how deeply carved the Caucasian face is, compared with the less dramatic Asian face – somehow like high- vs. low-relief.

The depth of the skull also varies and is classified under three main types. It's easiest to see them looking down on the head, which is admittedly an unusual angle, but they also affect the profile as shown here. 

Mesocephal, the intermediate type, can be seen as the default drawing proportions we learned in our basic proportions. From this basic diagram, carve off a little volume for a brachycephal head, which is as long as it is wide, in other words round. For a dolichocephal head, which is long and narrow in comparison (longer than it is wide), add some volume to the back of the basic egg shape.

While the depth of the skull is originally population-dependent, these three types do not correspond to the three families of ethnotypes but are all found in each.

The Eyes

Eye Shapes

Here are some well-known eye shapes independent of ethnicity:

The Almond eye is characterized by the upswept lift at the outer corner. In Hooded eyes, which can be present from birth or develop with age, a fold of skin hides the natural crease in the eyelid. In Deep-set eyes, the eyelid crease is set back so that upper eyelid is hidden in shadow. Round eyes appear more open than usual, due to more curve in the lower part. Sleepy eyes have droopy eyelids. In Downturned eyes, the eyelid curves down at the outer corner.

One other eye shape that needs study is distinctly ethnic: the Asian eye.

The best-known identifier of Asian ethnotypes is the epicanthic fold (or epicanthal fold, or epicanthus). This is a skin fold of the upper eyelid, from the nose to the inner side of the eyebrow, that covers the inner corner of the eye. As a result the inner corner looks lower, making the eye look slanted (aka almond-shaped). How much the inner corner is covered, and how pronounced the fold is on the outer corner, both vary. When the eyes are closed, the inner corners point down noticeably. 

There are two variations on the Asian eye. One is known as double-eyelid: the eyelid is creased like in Western eyes, but closer to the eyelashes. In the other, known as single-eyelid, there is no crease at all (therefore no "eyelid line" to draw), only smooth “padded” skin over the eye.

In contrast, other eyes look bigger than Asian eyes, but that’s simply due to the absence of the epicanthic fold and the constant exposure of the inner corner. In the West we can broadly say that the further North you go, the smaller the eyes are, while around the Mediterranean they are large enough to look feminine. In Western and Northern Europe there can be an external fold over the eyes (shown above) which makes them look droopy. At the very least, it shows up in old age, along with the severe wrinkling brought by age; other populations may age more smoothly (unless there’s heavy exposure to sun and wind, Asian types are notoriously smooth-skinned to a relatively advanced age).

Note that some Native American types have an epicanthic fold (it's one of the factors that indicate they descend from Asian types) while others have more Western eyes with a strong outer fold.

Eye Color

Eyes are basically either brown or blue, with green as a third, rarer type. All eye colors are pure or combined instances of the above three, sometimes with the addition of a yellow or russet pigment to the above two.

Gray is simply a variant of the blue pigment. Light gray looks nearly white, while Gray is usually tinted and appears bluish-gray or greenish-gray. Blue ranges from pale to dark. Violet eyes, very rare, are blue eyes through which red blood vessels show: the violet effect is due to this layering of blue and red.

True Green eyes, as distinct from hazel or from greenish-gray, are rare and originate in very specific populations (namely, the Irish and the Pashtun of Afghanistan). Blue-green eyes are very rare, being a simultaneous occurrence of both blue and green pigments; they can show a green ring around the pupil. 

Amber eyes (not to be confused with light brown) are due to the yellow or russet pigment pigment occurring in pale green eyes. Hazel eyes are brown eyes with elements of green juxtaposed, so the two colors exist as two separate rings blending into each other. Brown then comes in a range of pale to dark. There's no such thing as "black" eyes; they are in fact very dark brown, which shows when light hits the iris directly.

Note that this table only shows the basic hues that are handed down genetically, and major incidental ones (violet, blue-green). There's a range of unpredictable “special effects” that are not genetic and not shown here: rings around the pupil or iris, speckles, etc. Also not shown is the very rare albino eye, which is pink-red because it lacks pigment altogether so that the blood vessels give it its colour.

The Nose

Basic nose shapes are shown below. All but the last two are mostly to be found in Caucasian types (defined as all types from Western Europe and North Africa to India). Indeed the nose is the most distinctive Caucasian feature as it projects well forward of the eyes, has a high root and bridge, and wings usually pressed-in. In contrast, the Asian nose is typically small, with a low nasal bridge, and minimal projection; the characteristic African nose is road and flat, with flaring wings that are merged with the ball of the nose. While Asian and African noses show the nostrils from the front, Caucasian noses more frequently show them from the sides if at all.

  • Hooked: Has a broken profile
  • Droopy: The tip droops very low, an effect of aging.
  • Aquiline: Means "eagle-like”, in reference to the shape of an eagle's beak. In fact it has more or less pronounced convex curve.
  • Roman: A very slightly aquiline shape.
  • Grecian: Drops straight down from the forehead.
  • Button: Rounded and small, with the tip turned up, but so slightly the nostril openings don't show. The child version is worth noting as it's common to all babies and children before their nose takes it adult shape.
  • Upturned: The contrary of aquiline, a concave curve.
  • Snub or Blunt or Pug: A short and upturned nose. Often found in Asian types.
  • Funnel: Specific to African types, but not all African types have it!

The Lips

Here are the better-known lip shapes. They can be accentuated or even created with make-up, but females have more contrasting lips to begin with. Males display these in a more attenuated fashion (and their lips are relatively less fleshy) so they're usually not so noticeable. Also note that children's lips are thinner, less textured, and closer to the skin tone than adults.

  • Natural and Pointy Natural are two variants of the basic default shape (from a Eurocentric standpoint, that is).
  • Thin lips: It’s common for the upper lip alone to be thin, but the reverse is very rare.
  • Cupid's Bow: An exaggerated feminine shape.
  • Uni-lip: The peaks are joined in a single line.
  • Beestung: a narrow and very full mouth shape, fashionable in the early 20's and usually achieved with makeup.
  • Smear: Wide lips with spaced peaks, popular in the 40's.
  • Glamour: The upper lip is fuller than the lower.

Other Features

The Ear

As the beauty industry/culture pays little attention to the ears, save as something to attach ornaments to, we don't have a small catalogue of descriptive terms as we do for eyes, nose and lips. Ears are nevertheless highly individualized, and I only point out general shapes below. 

The "C" shape of the auricle can be round but also squarish or pointed (if not to a Vulcan degree!) The whole ear can be narrow, appearing compressed, or it can stick out, in which case, when looking at the head in profile, the ear presents itself to us not flat, but at an angle where more of the rim shows. Finally the lobe can be free, a U-shape separate from the face, or attached, which looks like an absence of lobe, and degrees in-between.

The Eyebrows

The shape of the eyebrows is determined by two factors: their overall basic shape, and the height of their arch. Female eyebrows are thinner, particularly as they tend to be plucked (and a natural shape can be altered completely by this), while male eyebrows are fuller and bushier, their shape not necessarily "clean" as they're left in their natural state. Below are the basic shapes for females and males, and how they look with low and high arch.

The Hairline

Hairlines also vary, even though they are modifications on the very few base types below, and they are different for males and females. It is rare for female's hairlines to recede with age as males' do.

4. Practice Time

  • Observe and sketch facial features in a conscious way, separately, to become familiar with how they look from various angle, and also to build up a library of different shapes (if you usually find yourself drawing the same shape all the time, this helps break that mold in the mind). You can observe people in real life, or use photographs or illustrations. Do only one feature a day: observe and draw only eyes/eyebrows one day, noses the next, then face contours, etc.
  • Put all this together with the previous lesson to create your own, original and diverse faces.
Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.