Unlimited WordPress themes, graphics, videos & courses! Unlimited asset downloads! From $16.50/m
Advertisement
  1. Design & Illustration
  2. Drawing
Design

Основы анатомии человека: как рисовать руки

by
Difficulty:BeginnerLength:LongLanguages:
This post is part of a series called Human Anatomy Fundamentals.
Human Anatomy Fundamentals: Mastering Facial Expressions
Human Anatomy Fundamentals: How to Draw Feet

Russian (Pусский) translation by Anastassiya Abramenko (you can also view the original English article)

Final product image
What You'll Be Creating

Многие считают, что из всех частей тела сложнее всего рисовать руки. У всех нас есть истории о том, как на ранних этапах рисования мы прятали руки наших героев за спиной или в карманах, по возможности избегая их прорисовки. И как ни парадоксально, они являются нашей самой доступной частью, находящейся в поле зрения каждую минуту нашей жизни. При помощи всего лишь одного дополнительного аксессуара - маленького зеркала - мы можем рассмотреть руки со всех углов. Таким образом, единственная реальная проблема заключается в сложности этого удивительного составного органа. Это почти как рисование маленькой фигуры на более крупной - сложно понять, с чего начать.

В этом руководстве мы разберём анатомию руки и  упростим ее понимание так, что, когда вы посмотрите на руку, вы cможете понять ее как группу простых форм, которые легко собрать вместе.

Используйте следующие аббревиатуры для пальцев:

  • БП - Большой палец
  • УП - указательный палец
  • СП - средний палец
  • БезП - Безымянный палец
  • М - мизинец

Основы кисти

Вот краткий обзор структуры костей кисти (левой). Голубым цветом отмечены 8 костей запястья, фиолетовым - 5 пястных костей и розовым - 14 фаланг.

Так как не все эти кости подвижны, мы можем упростить базовую структуру кисти. Справа представлена диаграмма - всё, что нужно запомнить.

Обратите внимание, что фактическое основание пальцев (соединение, которое соответствует костяшкам), намного ниже, чем видимое основание, образованное прилегающей кожей. Необходимо это учитывать при рисовании согнутых пальцев.

Основываясь на вышесказанном, простой способ рисования кисти состоит в том, чтобы начать с основной формы ладони - плоскости (очень похоже на стейк, но более округлый, квадратный или трапециевидный) со скругленными углами, а затем прикрепить пальцы:

Если вам сложно рисовать пальцы, нарисуйте их в виде стопки из трех цилиндров. Цилиндры легко рисовать под любым углом, что избавляет от необходимости рисования пальцев в перспективе. Обратите внимание, что основания цилиндров - это именно те складки, которые нужно нарисовать в согнутых пальцах.

Это важно: суставы пальцев не выравнены по прямой, а падают на концентрические арки:

Также, пальцы не прямые, а слегка согнуты по направлению к пространству между СП и БезП. Даже если незначительно показать это на рисунке, он будет более реалистичным.

Не забываем про ногти. Не обязательно рисовать их постоянно. На самом деле, они проявляются при определенной степени детальности, которая выглядит правильно только тогда, когда руки видны достаточно близко, но нас обычно не учат тому, как они должны выглядеть, и из-за этого я, например, долгое время не мог заставить их выглядеть нормально. Несколько примечаний для рисования ногтей:

  1. Ноготь начинается на середине первой фаланги.
  2. Линия, в которой ноготь отделяется от плоти, варьируется: у некоторых людей она полностью расположена на краю пальца, у других она очень низкая (пунктирная линия), поэтому в их случае ногти шире.
  3. Ногти не плоские, они больше имеют форму черепицы с разной степенью кривизны - от сильной до очень слабой. Изучите свою кисть, и вы обнаружите, что эта кривизна у каждого пальца разная, но, к счастью, такой уровень реализма нам  в рисовании не нужен.

Пропорции

Теперь, принимая (видимую) длину УП в качестве структурной единицы, мы можем приблизительно наметить следующие пропорции:

  1. Максимальное раскрытие между БП и УП = 1.5
  2. Максимальное раскрытие между УП и БезП = 1. СП может быть ближе к любому соседнему пальцу, это не влияет на общее расстояние.
  3. Максимальное раскрытие между БезП и М = 1
  4. Максимальный угол между БП и М составляет 90º, взятый с самого основания сочленения БП: полностью вытянутый М выравнивается с ним.

Я написал «приблизительно», т.к. у всех людей по-разному,  но помните, что отклонение от нормы на бумаге может выглядеть неправильно. Если вы сомневаетесь, эти параметры всегда будут выглядеть правильно.

Детали

Основная форма - это только один сложный аспект руки; следующий - детализация складок и линий. Кто не был расстроен при рисовании кисти, когда сложно было правильно нарисовать все эти линии? Посмотрим на линии сгиба и некоторые детали измерений:


  1. Предполагаемое продолжение внутренней линии запястья отделяет большой палец от остальных. Маленькая линия сухожилия может быть отметкой соединения запястья и кисти.
  2. Когда пальцы сомкнуты, как показано выше, БП слегка спрятан под ладонью.
  3. УП или БезП часто такие же длинные как и СП.
  4. Складки, обозначающие суставы, эллиптической формы или похожи на круглые скобки, но когда кисть расправлена, как показано выше, они не выражены (если у кого-то нет выступающих суставов, что часто бывает на натруженных руках) и могут быть нарисованы как простые ямочки.
  5. Складки на суставах пальцев показывают в эллиптической форме, но они исчезают, когда пальцы согнуты. Они показаны параллельными линиями на стороне ладони, но более выражены на нижнем суставе - обычно верхние суставы не обозначают двумя линиями.
  6. С обратной стороны линии пальцев продолжаются до начала ладони, поэтому они выглядят длиннее с тыльной стороны кисти.
    С внутренней стороны линии короче, т.к. верхняя часть ладони объёмная, поэтому пальцы выглядят короче.
  7. Линии, где заканчиваются пальцы, это линии натяжения (короткие горизонтальные штрихи) с обеих сторон, и на обеих сторонах эти линии натяжения направлены в сторону от СП.

Также обратите внимание, что на диаграмме выше ногти не нарисованы полностью, а лишь слегка намечены, что соответствует общему уровню детализации (который намного выше, чем необходимо для того, чтобы показать все линии). Чем меньше кисть, тем меньше нужно указывать деталей, если вы не хотите сделать её старой.

Я не упоминал линии руки выше, поэтому детально рассмотрю их здесь:

  1. Самые видимые линии на ладони - так называемые линии сердца, головы и жизни - это складки кожи, где закругляется ладонь. Пока вы не рисуете в стиле реализма, нет необходимости рисовать другие линии - это будет лишним.
  2. Не путайте линию жизни с контуром большого пальца, который становится видимым под определенными углами, как показано справа. Линия жизни почти концентрическая с контуром большого пальца, но обратите внимание, насколько выше она начинается на ладони - фактически (истинное) основание УП.
  3. Со стороны подушечка у основания каждого пальца выглядит как серия изогнутых параллельных выпуклостей.
  4. Эти линии сгиба частично заворачиваются вокруг пальцев. Они подчеркиваются, когда пальцы сгибаются.
  5. На разогнутом пальце есть небольшая выпуклость, образованная складками кожи. Она исчезает, когда палец согнут.

Итак, что мы видим сбоку, когда рука вытянута?

  1. С наружной части линия запястья выгибается в основание ладони, поэтому переход между ними образует пологую выпуклость.
  2. Нижняя часть кисти выглядит более плоской с наружной части, нежели с внутренней, хотя основание большого пальца все еще может  быть видимым.
  3. С наружной части последний сустав БезП виден полностью, т.к. М сдвинут к кисти.
  4. С внутренней части видно немного СП или не видно вообще, в зависимости от длины УП.
  5. С внутренней части линия запястья перекрыта основанием большого пальца, поэтому переход более резкий и важно показать выпуклость.

Обратите также внимание на то, что при взгляде с наружной части на ладонях показана другая новая контурная линия. Она идет с запястья и с поворотом кисти соединяется с линией М, пока не перекроет основание БП:

Диапазон движений

Детальное сочленение подразумевает движение, а руки движутся постоянно. Мы используем руки не только в практических целях (держа кружку, печатая), но и для выразительной передачи наших слов или реагируя на эмоции. Поэтому не удивительно, что для правильного рисования кистей требуется понимание того, как двигаются пальцы.

Пять пальцев

Давайте начнём с большого пальца, который двигается независимо. Его настоящее основание и центр движения расположены очень низко на кисти, там, где кисть переходит в запястье.

  1. При естественной расслабленной позиции остается пространство между БП и остальной рукой.
  2. БП может складываться таким образом, что касается основания М, но это вызывает напряжение и приводит к болезненным ощущениям.
  3. БП может вытягиваться на ширину ладони, но это тоже приводит к напряжению и боли.

Другие четыре пальца немного движутся вбок и в основном сгибаются вперед, параллельно друг другу. Они сгибаются под определённым автономным углом, но не без влияния на соседние пальцы; попробуйте, например, согнуть один СП и посмотрите, что происходит с остальными. Только БП полностью независим.

Когда кисть сжимается в кулак и все пальцы скручиваются, кисть принимает куполообразную форму, как если бы она лежала на большом мяче. Мяч (показан красным) становится меньше, и кривизна увеличивается.

Когда кисть полностью распрямлена (справа), пальцы либо прямые, либо слегка отклоняются назад, в зависимости от их гибкости. У некоторых людей пальцы гнутся под углом 90º, если на них надавить.

Давайте детальнее рассмотрим полностью сжатый кулак:

  1. Первая и третья складки полностью согнутого пальца соприкасаются, образуя крест.
  2. Вторая складка является продолжением линии пальца. 
  3. Часть пальца накрыта лоскутом кожи и большим пальцем, напоминая о том, что вся структура большого пальца находится ближе всех к наружному краю. Вы можете сдвинуть УП наружу и накрыть им лоскут кожи, это анатомически возможно, но это не естественный способ формирования кулака.
  4. Костяшка СП выступает больше всех, а другие костяшки постепенно спускаются с уровня СП, так что под углом, показанным здесь, параллельные пальцы видны с внешней, а не с внутренней стороны.
  5. Первая и третья складки соприкасаются и снова образуют крест.
  6. БП сгибается таким образом, что его последняя фаланга укорачивается в перспективе.
  7. Кожная складка здесь выпячивается.
  8. Когда кисть сжата в кулаке, суставы выступают и видно "скобки".

Кисть как целое

Когда кисть расслаблена, пальцы слегка согнуты, а когда кисть направлена вверх - согнуты сильнее из-за гравитации. В обоих случаях УП остается вытянутым, а остальные постепенно заворачиваются, и М - самый согнутый из них. Сбоку последовательность расположения пальцев делает 2 или 3 крайних пальца видимыми между УП и БП.

М часто "убегает" и расположен немного в отдалении от других пальцев - ещё один способ сделать кисти более реалистичными. С другой стороны, УП и СП или СП и БезП будут часто идти в паре, держась вместе, в то время как 2 других останутся свободными. Таким образом кисть будет выглядеть более живой.  Пара БезП-М появляется, когда пальцы слегка согнуты.

Так как пальцы не одинаковой длины, они всегда представляют собой последовательный переход. Когда пальцы что-то сжимают, например, бокал, СП (1) видим больше всех, в то время как М (2) лишь слегка показывается.

Держа ручку или что-то вроде этого, СП, БезП и М выгибаются назад относительно ладони, если объект держать между БП и УП (возьмите карандаш и понаблюдайте). Если надавить сильнее, подключается и выпрямляется СП, т.к. давит на объект. Максимальное давление приводит к тому, что все пальцы направлены в стороны, как показано здесь.

Как мы видим, кисть и запястье исключительно чёткие, каждый палец почти живёт своей жизнью, поэтому рисование рук обычно ставит в тупик начинающего иллюстратора. Но когда кисти начинают получаться хорошо, мы, как правило, попадаем в противоположную ловушку - начинаем рисовать кисти слишком рационально: пальцы аккуратно занимают свои места, параллельные линии, тщательные выравнивания. Результат выходит зажатым и просто слишком скучным для той части тела, которая может говорить так же выразительно, как глаза. Это подойдёт для определенных типов персонажей (например, тех, чья личность выражает жесткость или нечувствительность), но чаще всего хотелось бы рисовать живые, выразительные руки. Для этого вы можете пойти одним из двух путей: добавить отношение (т.е. добавить жесту драматизма, в результате чего получится позиция подвижной руки, которая, вероятно, никогда не используется в реальной жизни) или добавить естественность (наблюдайте за руками людей, которые не следят за своей жестикуляцией, чтобы увидеть те случайности, которые я имею в виду). Я не могу показать каждую позицию руки, но ниже вы можете увидеть примеры сдержанной и естественной / динамической руки:

* Примечание для конкретного случая - обученные бойцы всегда будут держать пальцы параллельно во время удара (как показано в сдержанной позиции), в противном случае они могут сломать костяшки пальцев.

Различия

Кисти индивидуальны у каждого, также как и черты лица. Мужские отличаются от женских, молодые - от старых и т.д. Ниже приведены некоторые существующие классификации, но они не охватывают весь диапазон характерных признаков, которые может иметь рука. Характерный признак - подходящее слово, т.к. кисти следует рисовать так, будто они являются персонажами со своим собственным характером: утонченные, мягкие, сухие, мозолистые, грубые и т.д. (См.Время практики)

Формы кистей

Пропорции пальцев по отношению к кисти имеют значение:

Формы пальцев

Даже ногти не у всех одинаковые! От природы нам даются плоские или круглые ногтевые основания, а ногтям люди уже искусственно придают различную форму.

Время практики

  • Понаблюдайте за руками разных людей.  Во-первых, для того, чтобы понять анатомическое строение: как пальцы смотрятся в разных положениях, как проявляются и изменяются линии, как определенные детали зависят от напряжения и т. д. Во-вторых, для того, чтобы понять различия: как мужские руки отличаются от женских. Как они изменяются с возрастом? А как выглядят в зависимости от веса человека? Вы можете узнать кого-нибудь по рукам?
  • Сделайте несколько энергичных зарисовок любых рук - ваших, других людей, с фотографий. Не беспокойтесь о правильности пропорций, даже не смотрите на них слишком много - нам всего лишь нужно поймать выражение. 
  • Нарисуйте собственные руки в разных положениях и с разных углов при помощи зеркала; убедитесь в том, что используете самые возможные упрощённые формы для этого (эквивалентно рисованию формы палки и затем конкретизации деталей). Можно также начать с энергичной зарисовки и затем строить из нее (как мы делали это с полной фигурой) перед окончательной прорисовкой деталей. В эскизах ниже вспомогательные зарисовки очень светлые, но в некоторых случаях вы можете увидеть только широкие простые формы. 
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.

Advertisement

Human Anatomy Fundamentals: How to Draw Hands

by
This post is part of a series called Human Anatomy Fundamentals.
Human Anatomy Fundamentals: Mastering Facial Expressions
Human Anatomy Fundamentals: How to Draw Feet
Final product image
What You'll Be Creating

Of all parts of the body, the hand is by many considered to be the hardest to draw. We all have stories of how, early on, we would keep our characters' hands behind their backs or in their pockets, avoiding as much as possible the task of tackling hands. Yet paradoxically, they are our most readily available reference, being in our field of vision every moment of our lives. With just one extra accessory, a small mirror, we can reference hands from all angles. The only real challenge, then, is the complexity of this remarkably articulated organ: it's almost like drawing a small figure onto a larger one, one doesn't know where to start. 

In this tutorial we will deconstruct the hand's own anatomy and indeed demystify it, so that when you look at a hand for reference, you can make sense of it as a group of simple forms, easy to put together.

I use the following abbreviations for the fingers:

  • Th = thumb
  • FF = forefinger
  • MF = middle finger
  • RF = ring finger
  • LF = little finger

Basics of the Hand

Here’s a quick look at the bone structure of the hand (left). In blue, the eight carpal bones, in purple, the five metacarpal bones, and in pink, the 14 phalanges.

As many of these bones cannot move at all, we can simplify the basic structure of the hand: the diagram on the right is all you really need to remember.

Note that the actual base of the fingers, the joint that corresponds to the knuckles, is much lower than the apparent base formed by flaps of skin. This will be important to draw bending fingers as we will see later.

Based on the above, a simple way of sketching the hand is to start with the basic form of the palm, a flat shape (very much like a steak, but roundish, squarish, or trapezoidal) with rounded angles, then attach the fingers :

If you have a hard time drawing fingers, it’s very helpful to think of them, and draw them, as stacks of three cylinders. Cylinders are easy to draw under any angle, taking away much of the headache of drawing fingers in perspective. Observe how the bases of the cylinders are exactly the folds you need to draw when the finger bends.

This is important: The joints of the fingers are not aligned on straight lines, but fall onto concentric arches:

In addition, fingers are not straight, but bend slightly towards the space between MF and RF. Showing this even subtly gives life to a drawing:

Let us not forget the fingernails. There is no need to always draw them, indeed they are a degree of detail that only looks right when the hands are seen sufficiently close up, but we are not usually taught how they should look, and because of this, I for one couldn't make them look right for a long time. Here are some notes on the fingernail:

  1. The fingernail starts halfway up the top joint of the finger.
  2. The point where fingernail detaches from flesh varies: some people have it all the way at the edge of the finger, others have it very low (dotted line), so in their case the fingernails are wider than they are long.
  3. Fingernails are not flat, but shaped much like roof tiles, with a curvature ranging from extreme to very slight. Observe your hand and you may find that this curvature is different for each finger – but this level of realism is unnecessary in drawing, fortunately.

Proportions

Now, taking the (apparent) length of FF as our base unit, we can roughly put down the following proportions:

  1.  The maximum opening between Th and FF opening = 1.5
  2. The maximum opening between FF and RF = 1. The MF can be closer to either without affecting the total distance.
  3. The maximum opening between RF and LF opening = 1
  4. The maximum angle between Th and LF is 90º, taken from the very base of the Th’s articulation: the fully extended LF is aligned with it.

I said "roughly" because these do vary with people, sometimes a lot, but remember that deviating from the norm on paper can look wrong. If in doubt, these measurements will always look right.

Details

The basic shape is only one challenging aspect of the hand; the other may be the detailing of folds and lines. Who hasn't been frustrated by drawing a hand and not being able to get all these lines to look right? Let's look at fold lines and some measurement details:


  1. The virtual extension of the inner line of the wrist separates the thumb from the fingers. A small tendon line may mark the junction of wrist and hand.
  2. When fingers are close together as above, the thumb tucks a bit under the palm and is partially hidden.
  3. The FF or RF as sometimes almost as long as the MF.
  4. The folds that mark the knuckles are elliptical or like parenthesis, but when the hand is flat as above they are not pronounced (unless someone has protruding knuckles, which happens on much-labored hands) and can be drawn as mere dimples.
  5. The folds of the finger joints show elliptically on the back side, but they fade when the fingers are bent. They show as parallel lines on the palm side, but they are more pronounced at the lower joint – typically you wouldn't use two lines for the upper joints.
  6. From the back, the lines of the fingers extend down to the limit of the palm, which makes the fingers look longer from the back.
    From the inside, the lines are shorter because the top of the palm is padded, so the fingers look shorter on the palm side. 
  7. The lines of the fingers end in are drag lines (these short horizontal dashes) on both sides, and on both sides these drag lines all point away from the MF.

Note also, in the diagram above, how the fingernails are not drawn fully but indicated in a subtle way appropriate to the overall level of detailing (which is rather higher than necessary, for purposes of showing all the lines). The smaller the hand you're drawing, the less detail you want in it, unless you want it to look old.

I didn't mention the lines of the hand above, so let's take a look at them closely here:

  1. The most visible lines in the palm: the so-called heart, head and life lines, are where the skin folds when the palm is cupped. Unless your style is very realistic, there's no need to draw others, it will look excessive.
  2. Don't confuse the life line with the contour of the thumb, which becomes visible under certain angles such as the one on the right. The life line is almost concentric with the contour of the thumb, but see how much higher on the palm it originates – the (true) base of the FF, in fact.
  3. From the side, the padding at the base of each finger appears as a series of curved, parallel bulges.
  4. These fold lines wrap halfway around the fingers. They are accentuated as the finger bends.
  5. There is a small bump here on the extended finger due to skin bunching up. The bump disappears when the finger bends.

Now, what do we see when the hand is extended and seen sideways?



  1. Outside, the wrist line curves out into palm base, so the transition between the two is marked by a gentle bump.
  2. The bottom of the hand looks flatter from the outside than it does from the inside, although the thumb base may still be visible.
  3. From the outside, the RF’s last joint is fully exposed because the LF is set well back.
  4. From the inside, a little or none of the MF can be visible, depending on the FF’s length.
  5. Inside, the wrist line is covered by thumb base, so the transition is more abrupt and the bump more important.

Note also that when seen from the outside, the palms shows another, new contour line. It starts at the wrist and, as the hand turns more, joins up with  the LF line, until it covers up the Th base:

Range of Motion

Detailed articulation implies movement, and the hands move constantly. Not just for functional uses (holding a mug, typing) but also expressively, accompanying our words or reacting to our emotions. It's therefore no surprise that drawing hands well requires understanding how the fingers move.

The Thumb and Fingers

Let's start with the thumb, which works alone. Its real base, and centre of movement, is very low on the hand, where it meets the wrist.

  1. The natural relaxed position leaves a space between the Th and the rest of the hand.
  2. The Th can fold in as far as touching the root of LF, but this requires much tension and quickly becomes painful.
  3. The Th can extend as far as the width of the palm, but this also implies tension and gets painful.

The other four fingers have little sideways movement and mainly bend forward, parallel to each other. They can do this with a certain degree of autonomy, but never without some effect on the nearest fingers; try for instance to bend your MF alone, and see what happens to the rest. The Th alone is completely independent. 

When the hand closes into a fist and the fingers all curl together, the whole of the hand maintains a cupped shape, as if it was placed against a large ball. It’s just that the ball (here in red) gets smaller and the curvature stronger:

When the hand is fully extended (on the right), the fingers are either straight or bend slightly backwards, depending on flexibility. Some people’s fingers can bend back 90º if pressure is applied against them.

The fully closed fist is worth a detailed look:

  1. The 1st and 3rd fold of the fully bent finger meet, creating a cross.
  2. The 2nd fold appears to be an extension of the line of the finger.
  3. Part of the finger is covered by the flap of skin and the thumb, a reminder that the whole thumb structure is outermost. You can make your FF slip outside and cover the flap of skin, it's anatomically possible, but it is not a natural way to form a fist.
  4. The MF's knuckle protrudes most and the other knuckles fall away from it, so that from the angle shown here, the parallel fingers are visible from the outer side, not from the inner side.
  5. The 1st and 3rd fold meet and create a cross again.
  6. The thumb bends so that its last section is foreshortened.
  7. The skin fold here sticks out.
  8. When the hand makes a fist, the knuckles protrude and the "parenthesis" are visible.

The Hand as a Whole

When the hand is relaxed, the fingers curl slightly – more so when the hand is pointing up and gravity forces them bent. In both cases, the FF remains straightest and the rest fall away gradually, with the LF being the most bent. From the side, The gradation in the fingers makes the outer 2 or 3 peek out between FF and Th.

LF frequently “runs away” and stands isolated from the other fingers – another way of making hands look more natural. On the other hand, the FF and MF, or MF and RF, will often pair up, “sticking” together while the other 2 remain loose. This makes the hand look more lively. RF-LF pairings also occur, when the fingers are loosely bent.

Since the fingers are not the same length, they always present a gradation. When grasping something, like the cup below, the MF (1) wraps the most visibly around the object while the LF (2) barely shows.

When holding a pen or the like, MF, RF and LF curl back towards the palm if the object is held only between Th and FF (pick up a pencil lightly and observe this). If more pressure is applied, MF participates and straightens up as it presses against the object. Full pressure results in all the fingers pointing away as shown here.

As we have seen, the hand and wrist are remarkably articulated, each finger almost having a life of its own, which is why hands tend to stump the beginning illustrator. Yet when the hand starts to make sense, we tend to fall into the opposite trap, which is to draw hands too rationally – fingers carefully taking their places, parallel lines, careful alignments. The result is stiff and simply too tame for a part of the body that can speak as expressively as the eyes. It can work for certain types of characters (such as those whose personality shows stiffness or insensitivity) but more often than not, you’ll want to draw lively, expressive hands. For this you can go one of two ways: add attitude (i.e. add drama to the gesture, resulting in a dynamic hand position that would probably never be used in real life) or  add natural-ness (observe the hands of people who aren’t thinking about them to see the casualness I’m referring to). I can’t possibly show every hand position there is, but I give below examples of constrained vs. natural/dynamic hand:

*Note in this particular case – trained fighters will always hold their fingers parallel while punching (as in the forced position), otherwise they may break their knuckles.

Diversity

Hands vary individually just as much as facial features. Males's hands differ from female's, young from old, and so on. Below are some existing classifications, but they don't cover the whole range of characters a hand can have. Character is a good word because it's most useful to draw hands as if they were characters with their own personality: delicate, soft, dry, callous, uncouth and so on. (See Practice Time)

Hand Shapes

This is really about the proportion of fingers to hand:

Finger Shapes

Even fingernails are not all the same! Well, Mother Nature gives us flat or round nail bases, really, and the different ways of styling the nail are man-made.

Practice time

  • Observe people's hands. First, for anatomy: how the fingers look in various positions, how lines show and change, how certain details are dependent on tension, etc. Second, for diversity: how do male hands differ from female hands? How do they change with age? With body weight? Could you recognize someone by their hands?
  • Make quick energy sketches of hands, from any source – yours, other people's, photos. Don't worry about them having correct proportions or even looking like much, this is about capturing expression.
  • Draw your own hands in various positions and, using a mirror, from various angles, making sure to deconstruct them into the simplest possible forms (the equivalent of drawing a stick figure and then fleshing it out). You can also start with the energy sketch and build on that (as we have done with the full figure) before finally refining the details. In the sketches below the under-sketch is very light but in some you can just see the broad simple shapes used.
Advertisement